|
DOI: DOI: 10.46698/f6902-2685-5764-f
ИСТОРИЯ, ФОРМИРУЮЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: АЛАНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В КНИГЕ А. Н. КОДЗАЕВА «ДРЕВНИЕ ОСЕТИНЫ И ОСЕТИЯ»
С.А. Айларова
Известия СОИГСИ. 2020. Выпуск 36 (75).
Аннотация: Книга А. Н. Кодзаева «Древние осетины и Осетия» (1903) была первой специализиро‑
ванной монографией по истории Осетии. Автор, отвечая на социальный запрос осетин‑
ского общества, вставшего на путь национальной консолидации, попытался предста‑
вить целостную картину истории предков осетин, историю аланского христианства,
а также историографию Осетии, эпос, мифологию, традиционную религиозную систему.
Кодзаев опирался на богатую историографию истории и культуры алан-осетин, труды
В. Ф. Миллера, М. М. Ковалевского, В. Б. Пфафа, Ю. А. Кулаковского, этнографическую и ре‑
лигиоведческую литературу, накопленную к началу XX в. Кодзаев характеризует тради‑
ционную религиозную систему осетин, древний иранский монотеизм, пишет о соотноше‑
нии в духовной культуре осетин традиционной религии и христианства. Вслед за Милле‑
ром автор проводит интересные параллели между нартовским эпосом и сведениями пись‑
менных источников об иранских предках осетин. В книге представлена история аланского
православия, предложена научная периодизация христианизации алан. Кодзаевым сфор‑
мулирован плодотворный тезис о глубокой связи и взаимообусловленности становления
и развития аланской государственности и аланского православия в X‑XV в. Автор от‑
стаивает положение о глубоком проникновении христианства в ткань культуры алан‑
ского общества, евангелизации населения средневековой Алании, ставшей частью визан‑
тийского культурно-цивилизационного пространства. О степени христианизации алан‑
ского населения свидетельствуют разные источники, приводимые автором: письменные,
данные археологии, этнографии и фольклора. Высокий статус аланской епархии, ставшей
митрополией, отраженный в нотициях Византийского патриархата, монументальное
храмовое строительство, письменность, христианское изобразительное искусство — все
свидетельствует о процветавшем в средневековье христианском обществе и государстве
алан. Христианство, проходящее через всю историю алан с начала новой эры, является
важнейшим компонентом осетинской духовно-культурной традиции. Оно должно стать
основой современного развития осетинского этноса и его культуры — таков вывод исто‑
рика и просветителя.
Ключевые слова: Северный Кавказ, Алания, А. Н. Кодзаев, православие, аланская митрополия, народное христианство
+ Список литературы1. Кодзаев А. Древние осетины и Осетия. Владикавказ, 1903.
2. Айларова С. А. О жизни и творчестве первого осетинского историка Алек-
сандра Кодзаева // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2019. Вып. 21.
С. 5‑20.
3. Айларова С. А., Тотаева Д. Э. Дискуссия о церковно-приходских школах
в терской печати (нач. XX в.) // Вестник Северо-Осетинского государственного
университета им. К. Л. Хетагурова. 2019. Вып. 4. С. 12‑18.
4. Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной
Осетии в начале XX века (1903‑1917 гг.). Орджоникидзе, 1968.
5. Чеджемов С. Р. Правовая культура и образовательная политика в Осетии
в период трех революций (на материалах осетинского народа). Владикавказ, 2011.
6. Блейх Н. О. Социокультурные аспекты развития просветительства на Север-
ном Кавказе (вторая половина XVIII — началоXX вв.): Автореф. дисс. … докт. ист.
наук. Владикавказ, 2008.
7. Авдольян В. В. О педагогико-просветительской деятельности А. Н. Кодзаева
// Кавказ в годы Первой мировой войны: героика и повседневность. Владикавказ,
2014. С. 266‑272.
8. Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной
Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957.
9. Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе
за 1890 год. Тифлис, 1891.
10. Адрес-календарь. Министерство народного просвещения // Терский кален-
дарь на 1909 год. Владикавказ, 1909. Вып. 18.
11. ЦГА РСО-А. Ф. 286. Оп. 1. Д. 21.
12. Прокопенко Р. Г. Церковно-приходские школы в системе начального народ-
ного образования в России в XIX — начале XX века: Автореф. дисс. … канд. ист.
наук. Пятигорск, 2011.
13. Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце XIX — нача-
ле XX вв.: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2004.
14. Хроника // Этнографическое обозрение. М., 1906. № 1. С. 173‑174.
15. Мамиев М. Э. Аланское православие: история и традиция. М., 2014.
16. ЦГА РСО-А. Ф. 147. Оп. 1. Д. 54.
17. Гильденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770‑1773 гг. СПб., 2002.
18. Пфаф В. Б. Материалы для древней истории Осетии // Сборник сведений
о кавказских горцах. 1870‑1871. Вып. IV‑V.
19. Пфаф В. Б. Народное право осетин // Сборник сведений о Кавказе.
1871‑1872. Вып. 1‑2.
20. Пфаф В. Б. Этнологические исследования об осетинах // Сборник сведений
о Кавказе. 1872. Вып. 2. С. 80‑144.
21. Клапрот Г.‑Ю. Доклад, в котором доказывается идентичность осетин, на-
родности Кавказа, и средневековых алан // Аланы и Кавказ. Владикавказ — Цхин-
вал, 1992. С. 233‑238.
22. Шёгрен А. М. Осетинские исследования / Сост. и перев. Т. Т. Камболов Вла-
дикавка, 1998.
23. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. М., 1887. Ч. III.
24. Миллер В. Ф. Черты старины в сказаниях и быту осетин // Журнал Мини-
стерства народного просвещения. 1882. Кн. VIII. Ч. CCXXIII. С. 196‑206.
25. Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писа-
телей // Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 43‑164.
26. Кулаковский Ю. А. Христианство у алан // Избранные труды по истории
аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 165‑192.
27. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ,
2002.
← Содержание выпуска
|