Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/s7465-1269-1483-g ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ОДНОГО МИФОПОЭТИЧЕСКОГО МОТИВА (СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАБАРДИНСКОЙ И КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ВЕРСИЙ)
З. Ж. Кудаева
Известия СОИГСИ. 2020. Выпуск 36 (75).
Аннотация:
Исследование мифопоэтических представлений, лежащих в основе фольклорных моти‑ вов и образов, сравнительно-типологическое изучение семантики основных знаков и сим‑ волов, принадлежащих к различным этническим традициям, наблюдение над процессом трансформации образов мифологических божественных персонажей являются одними из наиболее актуальных направлений исследований в отечественной науки о фольклоре. Выявление типологически сходных явлений в традиционной этнической культуре ады‑ гов, карачаевцев и балкарцев, исследование образов божества плодородия и покровителя овец, анализ «зооморфного кода»,присущего данным этническим культурным традициям, сопоставительное изучение эволюционных изменений мотивов и образов в адыгском и ка‑ рачаево-балкарском фольклоре — все эти вопросы не становились предметом отдельного исследования в отечественной науке о фольклоре. В соответствии с этим основная цель и задача данной работы — сравнительное изучение различных этнических версий сюжета легенды об озерах (кабардинской легенды об озере Шатхурей и карачаево-балкарских легенд об озерах Хурла-кель, Чирик-кель, Тюпсюз-кель), выявление мифопоэтических воззрений, лежащих в основе схожих мотивов и образов, и изменений, происходящих в процессе эво‑ люционного развития основного сюжетообразующего мотива и образа. В статье также прослеживается процесс формирования различных жанровых воплощений исследуемого архаического сюжета. Комплексный, системный подход к изучаемым явлениям обусловил необходимость использования сравнительно-исторического и структурно-семиотическо‑ го методов исследования. Выявлено, что в исследуемых этнических вариантах и версиях сюжета легенд воплощены представления, связанные с образами божеств (Амыша и Айму‑ ша), покровителей овец и мелкого рогатого скота; выяснена знаковая семантика образов «белых баранов» (кабардинская версия) и «златорогого барана» (карачаево-балкарская вер‑ сии) в различных его модификациях. Баран в исследуемых этнических традициях предста‑ ют символами жизни и плодородия, выступает в функции медиаторов между различными пространственными уровневыми структурами мифопоэтической модели мира.
Ключевые слова: топонимические предания, легенды, миф, мотив, сюжет, космос, медиатор, плодородие
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||