Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/p9189-4608-5959-l ЗАЯ-ПАНДИТА – ДУХОВНЫЙ РЕФОРМА ТОР МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ (1599-1662 ГГ .)
Н.Г. Очирова , Бo Менгкай
Известия СОИГСИ. 2020. Выпуск 38 (77).
Аннотация:
Статья посвящена деятельности выдающегося религиозного, общественно-поли- тического деятеля, просветителя и гуманиста, внесшего бесценный вклад в историю и духовную культуру ойрат-калмыцкого народа Зая-пандиты Окторгуйн Далай. Цель ис- следования – проанализировать и осветить его многогранную деятельность как реформа- тора в распространении новой религии – буддизма среди монгольских народов, создателя старокалмыцкой письменности и литературы ойрат-калмыков. Показать миротворче- скую роль Зая-пандиты в сохранении и укреплении ойратских государств – Джунгарского, Калмыцкого и Хошеутовского ханств в середине XVII в. Актуальность данной работы определяется попыткой объективного освещения одной из важнейших сторон истории и культуры Калмыкии – истории создания национальной письменности и литературы, рас- пространения и развития буддизма среди монгольских народов, прежде всего у ойрат-кал- мыков. В современных условиях развития Российского государства несомненно, актуаль- ным становится необходимость осмысления культуры калмыков, как кочевой евразийской культуры номадов. Без изучения веками наработанного опыта духовного наследия, опыта межэтнического взаимодействия с различными народами, переосмысления всего того, что было наработано ранее, без критического анализа невозможно дальнейшее успешное куль- турно-историческое развитие. Основными методологическими принципами исследования стали научная объективность, выразившаяся в привлечении максимально возможного ко- личества источников и системном подходе к анализируемому материалу, рассматривае- мому во взаимосвязи всех составляющих элементов, а также принцип историзма, когда объект рассматривается в определенном историческом контексте. В работе применя- лись проблемно-хронологический, цивилизационный, историко-генетический, историогра- фический анализ. Именно эти принципы и методы дают возможность решать постав- ленные в статье задачи. Эмпирическую основу работы составила достаточно широкая источниковая база, включающая в себя опубликованные и неопубликованные материалы.
Ключевые слова: Зая-пандита Огторгуйин Далай, ойраты-калмыки, буддизм, письменность, литература, государственность
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||