Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/q6736-8363-4852-z ОБРАЗ ОЛЕНЯ ( САГ, ХЪУАЗ / ГЪÆУАНЗ) В ОСЕТИНСКОЙ НАРТИАДЕ
М.В. Дарчиева
Известия СОИГСИ. 2020. Выпуск 38 (77).
Аннотация:
Черты анимистических представлений обнаруживаются в традиционной культуре многих народов и включаются в зооморфный код культуры того или иного этноса. Обра- зы животных в национальном фольклоре обладают характеристиками, позволяющими судить об их самобытности и включающими их в понятийное поле «этнический культур- ный код». Олень – один из основополагающих образов зооморфного кода культуры осетин, а также знаковая фигура в изобразительном искусстве скифов и алан, важнейший эле- мент звериного стиля. Для древних кочевых народов он имел не только практическое, но и культовое значение. В предлагаемой статье образ оленя рассматривается на материале осетинских «Кадагов о Нартах». Целью исследования является уточнение и расширение функциональных характеристик указанного фольклорного образа с привлечением данных истории и археологии. При выполнении работы использован структурно-семантический метод исследования фольклорного текста с элементами сравнительного историко-ти- пологического изучения, выявления символического и архетипического компонентов. Мно- гогранность анализируемого зооморфного образа впечатляет даже в рамках одного фоль- клорного жанра, где олень предстает и желанным охотничьим трофеем, и культовым жертвенным животным, помощником или проводником, воплощением астральных персо- нажей или вместилищем души эпического героя. В ходе исследования выявлено, что пред- ставления об олене в осетинском эпосе отличаются от таковых в христианской культу- ре (славянской, грузинской, венгерской и др.) и ведут в эпоху раннего средневековья. Черты генеалогических преданий об олене-прародителе обнаруживаются в осетинском эпосе, а биполярность фольклорного образа еще раз подчеркивает его архаичность.
Ключевые слова: фольклор, эпос, осетинская Нартиада, кадаг, олень, зооморфный код, символ
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||