Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2021.78.39.002 К ВОПРОСУ О МИФОПОЭТИКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ БАТЫРБЕКА ТУГАНОВА
А.А. Зима
Известия СОИГСИ. 2021. Выпуск 39 (78).
Аннотация:
Рубеж XIX–XX вв. выявляет интереснейшие особенности культурных векторов, по- казывает пути синтеза и интеграции различных направлений и видов искусств, стилей, философских базисов мировоззренческих систем. Творчество одного из самых ярких осе- тинских писателей Батырбека Туганова развивалось в русле реалистической системы, заложенной русской литературной традицией XIX в. При этом его художественное мыш- ление выстраивается под сильнейшим влиянием особенностей национальной осетинской культуры. В целом культура реализма XIX в. стремится к демифологизации. Но Туганов живет и творит на рубеже столетий, когда, наоборот, возрождается интерес к мифу, символу, древним шифрам искусства. В произведениях Батырбека Туганова можно вы- делить ряд мифопоэтических конструктов, рожденных в недрах архаической культуры осетин и обладающих сакральной образностью. Картина мира этого писателя сложна, многоуровнева, удивительно органична и емка в своей архитектонике реалистического сюжета и мифопоэтической вневременной сути образов и событий. Особенность почер- ка Туганова в том, что он всегда выписывает образы очень цельно, выпукло, фактурно. Автор доводит портреты персонажей и сюжетные линии до масштаба мифологической цельности восприятия. Такому принципу работы над литературным текстом могло способствовать дарование Б. Туганова-художника, навыки скульптора, живописца и ри- совальщика, реализованный внутренний творческий механизм визуализации вербального образа. При чтении произведений Туганова психология человека, далекого от эпохи арха- ики, монтируется с синкретическим базисом нашего подсознания. Реализм Туганова ста- новится генетическим продолжением глубокого и древнего мифологизма осетинской куль- туры, усиливает свои позиции и выходит на новый образно-семантический уровень. При том, что в произведениях Батырбека Туганова «Ханифа» и «Пастух Баде» анализируется целый ряд особенностей мифологического текста, Туганов остается реалистом. Его реа- лизм в том, что писатель выявляет сбой в системе координат традиционного миропо- рядка, нарушение мифологической гармонии человека и мира. Неореалистический метод как будто «взламывает» древние коды установленного миропорядка, заставляя нас еще острее воспринимать мифологемы нашей культуры.
Ключевые слова: рубеж веков, мифопоэтика, картина мира, реализм, неореализм, вербальный образ, визуальный образ, кинематографичность, бинарные оппозиции, символика цвета
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||