|
DOI: 10.23671/VNC.2019.73.43113
О ДУХОВНОЙ СУЩНОСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ИРАНЦЕВ И ОСЕТИН
Е.Б. Бесолова
Известия СОИГСИ. 2019. Выпуск 34 (73).
Аннотация: Философия смерти, как и философия жизни, в системе религиозных воззрений древних
обществ и загадочна, и доминирующе, и это обусловливает схожесть некоторых религи‑
озных представлений иранцев и осетин, в которых прочитывается как идея тесной связи
жизни и смерти, так и бессмертие души и вечной жизни. Все средства, используемые в
погребальном обряде, подчиняются задаче: интерпретировать душераздирающее явле‑
ние, сделать данный устойчивый пласт традиционной духовной культуры максимально
понятным и распознаваемым. Исследователями замечено, что чувство общности сооб‑
щества ощутимо усиливается во время обязательных ритуалов и обрядов, связанных с
культом предков и поминанием душ усопших, а также верой в воссоединение с ними по‑
сле смерти. Более того, иранцы всегда считали, что на всех праздниках и торжествах
присутствуют души умерших предков, которые радуются вместе с живущими. Новруз
празднуют и в Иране, и на Кавказе, и в Средней Азии, что подтверждает предположение
С. П. Толстова о том, что связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографи‑
ческим миром уходят в глубокую доиндоевропейскую древность. В статье рассматрива‑
ется один из аспектов погребального обряда – культ почитания предков, потому что он
более стоек, чем религиозные воззрения. В ней предпринимается попытка найти схожде‑
ния между празднованием наступления Нового года (Новрузом) и праздниками почитания
умерших предков у иранцев и осетин, а также выявить связь культа фравашей с культом
умирающей и воскресающей природы.
Ключевые слова: олицетворение души, культ предков, урван, уд, фраваши, загробное существование, дуализм, культ умирающей и воскресающей природы.
+ Список литературы1. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1987. Т. I. С. 560‑565.
2. Бесолова Е. Б. Язык и обряд: Похоронно-поминальная обрядность осетин в
аспекте ее текстуально-вербального выражения. Владикавказ, 2008.
3. Авеста. Избранные гимны / пер. с авестийского и коммент. И. М. Стеблин-Ка-
менского; предисл. В. А. Лившица. Душанбе, 1990.
4. Миллер В. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992.
5. Дорошенко Е. А. З ороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М.,
1982.
6. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / пер. с англ. и примеч.
И. М. Стеблин-Каменского. СПб., 1994.
7. Памятники народного творчества осетин. Трудовая и обрядовая поэ-
зия / Сост. Т. А. Хамицаева. Владикавказ, 1992. Т. I.
8. Кузьмина Е. Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из
групп индоиранцев // Скифо-Сибирский звериный стиль в искусстве народов Евра-
зии. М., 1976. С. 55‑56.
9. Магометов А. Х. Общественный строй и быт осетин (XVII‑XIX вв.). Орджони-
кидзе, 1974.
10. Миллер В. Ф. Отголоски кавказских верований на могильных памятниках //
Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями Императорского Мо-
сковского археологического Общества, снаряженными на Высочайше дарованные
средства. М., 1893. Вып. III. Христианские памятники. С. 119‑126.
11. Чибиров Л. А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали, 1984.
12. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 270‑274.
13. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин // Сборник сведений о кавказских
горцах. Тифлис. 1876. Вып. IX. С. 1‑83.
14. Калоев Б. А. Осетины (историко-этнографическое исследование). М., 2004.
15. Лившиц В. А. З ороастрийский календарь // Бикерман. Хронология Древнего
мира. М., 1975. С. 320‑328.
16. Мейтарчиян М. Б. Погребальный обряд зороастрийцев. М., 1999.
17. Иностранцев К. А. Сасанидские этюды. СПб., 1909. С. 82‑109.
18. Бируни Абурейхан. Памятники минувших поколений. Избр. произведения.
Ташкент, 1957. Т. I. С. 202‑205.
19. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований у узбеков Хорезма. М.,
1969.
20. Толстов С. П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследова-
ния. М., 1948.
21. Гуриев Т. А. Из жемчужин Востока: АВЕСТА. Владикавказ, 1993.
← Содержание выпуска
|