Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2021.80.41.004 ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940 ‑х –1950 ‑е гг.
И. Т. Цориева
Известия СОИГСИ. 2021. Выпуск 41 (80).
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о подготовке специалистов высшей квалифи- кации из представителей коренных народов автономных республик Северного Кавка- за во второй половине 1940‑х – 1950‑е гг. Анализируются формы и методы работы различных уровней партийно-советской власти и системы образования в этом на- правлении в условиях послевоенного возрождения страны. Отмечается, что в нацио- нальных регионах в исследуемый период складывалась система льгот и поощрений, ко- торая заметно облегчала представителям местных национальностей доступ в выс- шие учебные заведения не только внутри автономных республик, но и за их предела- ми. Реализация в 1950‑е гг. программы целевого внеконкурсного приема в ведущие вузы страны имела важные социально-культурные и кадровые последствия. Она обеспечи- вала высокий образовательный, профессиональный уровень подготовки и открывала большие возможности для карьерного роста молодых специалистов. В целом прово- димая образовательная политика позволила достаточно эффективно в масштабах страны использовать физический и интеллектуальный потенциал северокавказских народов в обеспечении отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы в кадрах специалистов высшей квалификации. Вместе с тем, она содействовала рас- ширению интеллектуальной базы развития национальных автономий и обусловлива- ла заметные сдвиги в социальной структуре общества. Складывавшаяся практика приоритетной подготовки национальных профессиональных кадров ускоряла подъем общего образовательного и культурного уровня коренного населения региона. Еще од- ним важным социально-политическим итогом деятельности органов власти в сфере образования являлось создание интеллектуального, профессионального слоя общества, который в своем абсолютном большинстве занимал традиционно лояльную позицию в отношении официальной власти и представлял устойчивую социальную базу для проведения социально-экономической и культурной политики в национальных авто- номиях.
Ключевые слова: Северный Кавказ, государственная образовательная политика, национальные автономии, национальные кадры специалистов, льготы, целевая подготовка
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||