Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.23671/VNC.2019.73.43114 ОБРАЗ ПЕРСИДСКОГО СИМУРГА В ОСЕТИНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Д. В. Сокаева , М. Шафаги
Известия СОИГСИ. 2019. Выпуск 34 (73).
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению влияния образа Симурга, известного по таким древ‑ ним и средневековым персидским источникам, как «Авеста» и «Шах-наме», на осетинский фольклор. Образ большой орлообразной птицы мог появиться в персидском и осетинском фольклоре из общей иранской основы и в дальнейшем приобрести различные характери‑ стики. В персидском фольклоре и литературе рассматриваемый образ распался на два: священная орлоподобная птица и священная курица. В осетинском фольклоре встречают‑ ся образы орлицы, чье гнездо находится на вершине огромного дерева седьмого подземелья, и сакральной курицы (серебряной, курицы Солнца), прилетающей к молочному озеру. Анализ осетинских волшебных сказок показал наличие образа сакральной курицы, который корре‑ лирует с популярным образом осетинской сказочной и несказочной прозы – девушки-пти‑ цы. Орлоподобный Симург и Симург-курица персидского фольклора, сакральная курица и девушка-птица осетинского фольклора являются медиаторами трех сфер мифологиче‑ ского пространства по вертикали, как и сакральный образ мифолого-религиозных пред‑ ставлений осетин, покровитель мужчин и путников, Уастырджи. Предложены различные возможные версии замены девушки-птицы молочного озера сакральной курицей молочного озера; рассмотрена ритуальная основа образа курицы и ее фигурирование в осетинской обрядности. Отмечены различные позиции исследователей в отношении момента появ‑ ления образа Симурга в славянском языческом пантеоне, в частности версия перенесения указанного образа сармато-аланами из Ирана в Древнюю Русь, хотя есть предположение, что образ собако-птицы существовал в кобанской культуре Кавказа. Обозначена дискус‑ сия по поводу происхождения мотива орла: евразийский миф или собственно ведийско-а‑ вестийский; при сравнении данных осетинской, персидской и финно-угорской мифологии выяснено, что осетинский фольклор развивает, как и ведийская мифология, вариант орел- змей, а не орел-жаба. Посредством анализа персидской волшебной сказки выяснено, что образ Симурга фигурирует в ней в раздвоенном состоянии: Симург, подобный орлице из волшебной сказки осетинского народа, доносящий героя до нужного места; Премудрый Си‑ мург, отвечающий на вопросы героя.
Ключевые слова: общеиранская мифология, иранская мифология, «Авеста», «Шах-наме», осетинская волшебная сказка, персидская волшебная сказка, Симург, медиатор, славянский языческий пантеон.
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||