Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2021.81.42.008 ОСЕТИНСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО: САМОСОЗНАНИЕ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX в.)
С.А. Айларова
Известия СОИГСИ. 2021. Выпуск 42 (81).
Аннотация:
Статья посвящена одному из аспектов истории образования в Осетии конца XIX – начала XX в. – самосознанию социопрофессиональной группы – осетинского учи- тельства. Формирование профессиональных групп было выражением модернизации социальной структуры пореформенного осетинского общества. Ввиду особенностей истории образования в Осетии главным представителем этой группы являлись учи- теля церковно-приходских школ – основного типа начальной школы в крае. Осознание профессиональных интересов, общественного статуса и материального положения народного учителя было проявлением оформления этого социального сообщества. В центре внимания педагогической публицистики – учительская повседневность, разме- ры жалования, проблема пенсий, жилье, питание, взаимоотношения учителя с школь- ной и сельской администрацией, представителями сельского общества, статус и перспективы педагогического труда. Обсуждение многих проблем носило полемический характер; участники дискуссии высказывали противоположные суждения о матери- альной обеспеченности народного учителя, качестве жилья, возможности подсобного хозяйства, будущего образования детей учителя. Освещалась запутанность ситуа- ции с учительскими пенсиями, которые в реальности не выплачивались. В актуальной публицистике освещены не все проблемы учительской повседневности, а только со- циально значимые, волновавшие демократическую интеллигенцию. Изучение субкуль- туры и самосознания осетинского учительства актуально в русле методологических поисков отечественной «новой социальной истории», а также «историко-антропо- логического» подхода, дающих возможность реконструкции поведенческих стратегий этой группы интеллигенции. «Интеллектуальная история» Осетии дореволюционно- го периода формировалась во многом представителями этой образовательной общно- сти, развивавшей общественную мысль на протяжении десятилетий. Публицисти- ческая подборка, составившая основу статьи, информативна и свидетельствует о перспективности изучения такой социопрофессиональной и культурной группы, как осетинское учительство.
Ключевые слова: осетинская интеллигенция, социопрофессиональная группа, учительство, повседневность, социальный статус, материальное положение
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||