|
DOI: 10.46698/VNC.2021.81.42.001
«ПЕРЕЖИТКИ ПРОШЛОГО», «НОВЫЕ ТРАДИЦИИ» И ДРУГИЕ ТРЕНДЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО СЕГМЕНТ А СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (1960-1980 гг.)
З. В. Канукова , К.Ф. Дзамихов
Известия СОИГСИ. 2021. Выпуск 42 (81).
Аннотация: Идея формирования единой общности «советский народ», озвученная на ХХII съез-
де КПСС в 1961 году, поставила перед гуманитарной наукой задачу теоретического
обоснования формирования «нового типа исторической общности». Этнокультурное
многообразие народов страны представлялось препятствием в решении этой стра-
тегической задачи, поэтому в научной повестке появились вопросы унификации эт-
нического самосознания, культуры, быта и духовных ценностей. В настоящей статье
представлен историографический обзор работ северокавказских ученых 1960-1980
годов, позволивший определить влияние государственной национальной политики
страны на региональную гуманитарную науку. Выявлено, что главными тенденция-
ми северокавказского сегмента советской историографии были критика пережитков
прошлого, устаревших традиций, обоснование необходимости новой советской обря-
довой культуры и разработка практических рекомендаций по ее внедрению. Работа
на поставленную задачу плохо сочеталась с другими, действительно важными для
науки проблемами национальной культуры и самосознания, межнациональных отно-
шений. Вместе с тем, северокавказские ученые, принимая активное участие в дис-
куссиях по поводу этнических дефиниций «нация», «традиция», «обычай», «обряд» и
других не ограничивались пропагандой и агитацией. В условиях непоследовательной
национальной политики они столь же непоследовательно и противоречиво обсуждали
соотношение национального и интернационального в культуре, разрабатывали моде-
ли «синтетической традиции», которая бы совмещала национальные формы с соци-
алистическим содержанием. Вместе с тем высказывали достаточно смелые мысли о
перегибах в борьбе с традиционной культурой, об искусственном разрыве связи времен
и препятствии освоению культурного наследия, об исторической обусловленности,
динамичности и подвижности традиции. Сделан вывод о негативном влиянии идеоло-
гического пресса на гуманитарную науку, в частности на этнологию и на очевидный,
но не в полной мере реализованный потенциал ученых-кавказоведов.
Ключевые слова: советская историография, устаревшие традиции, новая обрядность
+ Список литературы1. Филиппова Е.Н., Филиппов В.Р. Камо грядеши? // Этнографическое обозрение. 1992.
№ 6. С. 3-17.
2. Боров А.Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе (проблема
социально-культурного синтеза). Нальчик, 2014.
3. Волкова Н.Г. Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии ХIХ-ХХ веков: традиции
и инновации. М., 1982.
4. Мусукаев А.И. К истории изучения адатов народов Северного Кавказа // Традиции
и обычаи народов России. Санкт-Петербург, 2000. Т. 2.
5. Уарзиати В.С. Праздничный мир осетин. М., 1995.
6. Архив музея С. М. Кирова и Г.К. Орджоникидзе. Ф. 5. Д. 38.
7. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1961.
8. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения / Под ред. Д. Рязанова. М.-Л., 1929. Т. III.
9. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968.
10. В. Shafer. Nationalism: Myth and Reality. New York, 1955.
11. Брутенц К. Н. Против идеологии современного колониализма М., 1961.
12. Модржинская Е. Д. Распад колониальной системы и идеология империализма. М.,
1965.
13. Варисов М.В., Карапетян Л.М. Национальные традиции и пережитки прошлого.
Махачкала, 1958.
14. Цавкилов Б. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961.
15. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. (Народные обычаи, традиции и
коммунистическое воспитание трудящихся). Алма-Ата, 1966.
16. Хачиров А., Орлова В., Кесаев В. Новые традиции и борьба с пережитками в созна-
нии людей. Орджоникидзе, 1973.
17. Джусойты Н. Воспитание чувств и обычай // Дружба народов. 1968. № 7. С. 243–249.
18. Сталин И.В. Сочинения. М., 1946. Т. 2. 1907-1913.
19. Гостиев К.И. Новые обряды – в жизнь! Орджоникидзе, 1985.
20. Мафедзев С.Х. Адыге хабзе. Адыги. Обычаи и традиции. Нальчик, 2000.
21. Киргуев В.Х. К вопросу о национальном и интернациональном в культуре социа-
листической нации // Ленинизм и малые нации. Орджоникидзе, 1973. C. 245-256
22. Костюкевич Г.П. Советскому человеку – новые обряды (Из опыта работы Моз-
докского районного Совета народных депутатов) // О единстве интернационального и
атеистического воспитания. Орджоникидзе, 1983.
23. Хадиков Х.Х. Становление нового человека (социально-психологические очерки).
Орджоникидзе,1981.
24. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС 26-27 декабря 1983 года. М.,
1984.
25. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования.
Орджоникидзе, 1990.
26. Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1993.
27. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.
28. Кучмезова М.Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современ-
ность. Нальчик, 2003.
29. Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.
30. Мамбетов Г.Х., Думанов Х.М. Некоторые вопросы современной кабардинской
свадьбы // Этнография народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977. Вып. 1.
31. Думанов Х.М., Смирнова Я.С. Старые и новые трактовки некоторых брачно-семей-
ных обычаев народов Кавказа // Этнографическое обозрение. 1999. № 4. С. 18-27.
32. Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизация. М., 2016.
33. Тишков В.А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама»
1999-2011 гг. Оренбург, 2011.
← Содержание выпуска
|