|
DOI: 10.46698/VNC.2022.82.43.002
ПЕРВЫЕ АЛАНСКИЕ СВЯТЫЕ
А. А. Туаллагов
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 43 (82).
Аннотация: В Армении, претендовавшей на роль одного из древнейших центров распростра-
нения христианства, церковь создавала соответствующую письменную традицию.
К числу наиболее древних памятников агиографии здесь относятся мученичества,
повествующие о судьбе пришедших в страну алан. Однако, как в литературе раз-
личных церковных центров, так и в научных изданиях до сих пор наблюдаются
противоречивые оценки этнического происхождения мучеников. Данное положение
определяет актуальность избранной темы. Соответственно, цель предлагаемого
исследования заключается в верификации данных письменных источников, непо-
средственно определяющих круг указанных оценок. Научная новизна исследования
заключается в непосредственном обращении, как к соответствующим материа-
лам, так и к историографии самой проблемы. В основу исследования положен метод
текстуального исследования, индуктивного и логического анализа при соблюдении
принципа системности изложения. Проведенное исследование позволяет надежно
утверждать, что в основополагающей для соответствующих письменных памят-
ников армянской традиции мученики признаются аланами. Их родина находилась
на Северном Кавказе. Хронологически данные события ориентированы на известные
первые походы алан в Закавказье и приходятся на дохристианский период в исто-
рии Армении. Попытки отнести события к более позднему времени нельзя признать
обоснованными. В грузинской традиции мученики объявляются грузинами, что яв-
ляется преднамеренной фальсификацией. Данная традиция некритично восприня-
та и Русской Православной Церковью. Вместе с тем, часть грузинских источников
корректно признает мучеников аланами-овсами. Формальным поводом для констру-
ирования «грузинской версии» могли послужить некоторые материалы армянских
источников не агиографического и более позднего происхождения, в которых наблю-
дается путаница алан и албан за счет известной специфика написания их назва-
ний, тенденциозность некоторых средневековых авторов и отдельные ошибочные
топографические отождествления.
Ключевые слова: христианство, агиография, письменные источники, аланы, Армения
+ Список литературы1. Дарбинян М. Материалы об аланах, извлеченные сотрудником Матенада-
рана в 1960 г. // Научный архив СОИГСИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 137 а.
2. Габриелян Р.А. Армянские источники об аланах (Документальные матери-
алы и комментарии). Вып. I // Научно-информационный бюллетень обществен-
ной науки в Армянской ССР. Ереван, 1985. Серия 1. № 3(45).
3. Габриелян Р.А. Армяно-аланские отношения (I–X вв.). Ереван, 1989.
4. Армянские жития и мученичества V–XVII веков / Пер. с древнеармянско�-
го, вступ. статья и прим. К.С. Тер-Давтян. Ереван, 1994.
5. Bais M. Alans in Armenian sources after the 10th c. AD // Rivista di Studi Indo-
Mediterranei. 2017. T. VII. Pp. 1–12.
6. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ,
2002.
7. Марр Н. О поездке на Афон // Журнал Министерства Народного Просве-
щения. 1899. Март. Ч. CCCXXII. С. 1–24.
8. Материалы по грузинской агиологии. По рукописям X века. С предисло-
вием издал А. Хаханов // Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским
институтом Восточных Языков. М., 1910. Вып. XXXI.
9. Месяцеслов. Житие грузинских Святых (допущено к печати Рецензион-
ным советом Грузинской Патриархии. Напечатано с благословения Святейшего
и Блаженнейшего Католикос-Патриарха всея Грузии Ильи II). Зугдиди, 1997. (на
груз. яз.).
10. Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3.
11. Жития русских святых. В 2 т. / Ред. Н.В. Петрусенко. М., 2011. Т. 1: Март–
август.
12. Чичинадзе З. История Осетии по грузинским источникам. Составлена на
основе устных сказаний, народных преданий и сохранившихся старинных све-
дений. Цхинвал, 1993.
13. Горбачук Г. (протоиререй), Машенцев Д.Г. Древние алано-скифские свя-
тые // Труды Владимирской Свято-Феофановской Духовной семинарии. 2018. №
2. С. 84–90.
14. Туаллагов А.А. Аланы Придарьялья и закавказские походы I–II вв. Влади-
кавказ, 2014.
15. Габриелян Р.А. Армянские источники об аланах (Документальные мате-
риалы и комментарии). Вып. III // Научно-информационный бюллетень обще-
ственной науки в Армянской ССР. Ереван, 1985. Серия 3. № 4(50).
16. Fritz S., Gippert J. Nartica I: The Historical Satana Revisited // NARTAMONGÆ.
Epic, Mythology & Language. Paris–Vladikavkaz / Dzæwdžyqæw, 2005. Vol. III.
№ 1–2. Pp. 159–201.
17. Габриелян Р.А. Армянские источники об аланах (Документальные мате-
риалы и комментарии). Вып. II // Научно-информационный бюллетень обще-
ственной науки в Армянской ССР. Ереван, 1985. Серия 2. № 4(46).
18. The History of the Caucasian Albanians by Movsēs Dashurançi. Translated
by C.J.F. Dowsett, Lecturer in Armenian School of Oriental and African Studies //
London Oriental Series. London: Oxford University Press, New York, Toronto, 1961.
Vol. 8.
19. Яценко С.А. Аланы в Восточной Европе в сер. I – сер. IV вв. н.э. // Петер-
бургский археологический вестник. 1993. Вып. 6. С. 83–88.
20. Джиоев М.К. Сведения древнеармянских агиографических памятников об
алано-армянских связях // Аланы и Кавказ. ALANICA–II. Владикавказ–Цхин-
вал, 1992. С. 51–55.
21. Джиоев М.К. Из истории алано-армянских связей (аланская царевна Са-
теник) // Известия ЮОНИИ. 2019. Вып. XLII. С. 95–104.
22. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992.
23. Габриелян Р.А. Армяно-аланские отношения в древности и средние века.
Ереван, 1984.
24. Всеобщая история Степаноса Таронского Асох’ика по прозванию, писа-
теля XI столетия, переведена с древнеармянского и объяснена Н. Эминым. М.,
1864.
25. Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин
(история религии – в истории народа). Хрестоматия для учителей и учащихся,
преподавателей и студентов средних и высших учебных заведений Республики
Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2000.
26. Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер. с др.-арм., предисл. и ком-
мент. Л.А. Ханларян. М., 1976.
27. Дадианова Т.В. О Сукиасянцах – стойких и верных первых христианах-а-
ланах // Славянская письменность и культура как фактор единения народов
России: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Вла-
дикавказ, 2014. С. 81–87.
28. Софян А.Б. Христианские мученики в Армении: три портрета, три судьбы
// Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по технологии и
религии. 2014. Вып. III. С. 147–155.
29. Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. История и искусство христианской Ала-
нии. М., 2021.
30. Кекелидзе К. Литургические грузинские памятники в отечественных кни-
гохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908.
← Содержание выпуска
|