Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2022.82.43.010 ДВЕ КОНЦЕПЦИИ Р АЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Р. Я. Фидарова
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 43 (82).
Аннотация:
В философско-эстетическом сознании осетин на протяжении XIX-XX вв. сфор- мировались две концепции эволюции национального бытия, отражающие две его ре- альности: это объективно-онтологическая и политико-идеологическая. Суть обеих обусловлена логикой социально-исторического развития общества. Объективно-он- тологическая сформировалась еще в XIX в. в парадигме философии истории осетин- ских просветителей, выступающих за общественный и технический прогресс, необ- ходимость просвещения горцев, важность разработки природных богатств края и т.д. Политико-идеологическая концепция развития национального бытия зародилась и утвердилась после 1917 г. Суть ее заключается в недооценке объективно-онтологи- ческой концепции, что противоречит логике научной истины, согласно которой раз- витие любого объекта, явления, идеи происходит в русле преемственной связи «всего со всем» и в частности с предшествующим опытом. Данная концепция объясняла все успехи в развитии общества и состояние конкретной реальности национального бы- тия не столько результатом действия объективных законов социальной истории, сколько разумной деятельностью советской власти, подчеркивая роль коммунисти- ческой партии в историческом процессе. Политико-идеологическая концепция ока- зала мощное влияние на духовную жизнь осетинского общества в ХХ в., формируя в культурном сознании народа представления об обществе только как о политико-и- деологическом феномене. Подобная концепция нашла яркое отражение в осетинской литературе, тем самым определив идеологическую направленность в ней социали- стического реализма как художественного метода. Она показывала жизнь советско- го общества исключительно в свете «светлых» социалистических идеалов, стремясь подчинить реальность национального бытия политической задаче построения ком- мунизма как единственного пути достижения общественного прогресса, идеала, про- цветания и счастья для всего человечества. В последние тридцать лет в результате демократических процессов в общественном сознании и в такой его важнейшей сфере, как философия, происходит возврат к объективно-онтологической концепции эволю- ции национального бытия.
Ключевые слова: общество, идеология, осетинская литература, просветители, писатели, герой, характер
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||