Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2022.84.45.002 ЛОГИКА ИСТОРИИ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОСЕТИНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА И ХАРАКТЕР ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Р. Я. Фидарова
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 45 (84).
Аннотация:
Осетинские просветители (они же и первые осетинские писатели) стремились осмыс- лить глубинные причинно-следственные взаимосвязи всемирно-исторического процесса и его исторической конкретности, т.е. истории отдельных народов и стран. В смене обще- ственно-экономических формаций они видели логику всемирной истории, суть которой, по их убеждению, в общей направленности всемирно-исторического процесса к прогрессу. Логика же эта отражает единство, целостность всемирно-исторического процесса. А само данное единство просветители видели в тождественности судеб различных народов и схожести порядков и норм их социально-исторического бытия. При этом понимали, ка- кую огромную роль во всемирной истории играет история отдельных народов, живущих в конкретном историческом времени и реальном социальном пространстве. Осознавали, что каждый народ имеет свой путь духовной зрелости, свою судьбу. Словом, исходили из того, что всемирно-исторический процесс с точки зрения исторической конкретности представляет собой пеструю картину бесконечного разнообразия, уникальности кон- кретных исторических событий, определяющих судьбу каждого народа, класса, личности; что ценность вклада каждого во всемирный исторический процесс обусловлена его уни- кальностью, своеобразием, неповторимостью. Эта их концепция определяла их взгляды на исторические судьбы своего народа и его культуру, искусство и литературу. Так, исхо- дя из логики взаимосвязи всемирной истории и исторического процесса, определившей их социально-философскую систему взглядов, осетинские просветители сформировали свою концепцию национального искусства, которая во многом и обусловила рождение критиче- ского реализма в зарождающейся осетинской литературе, определив тем самым ее боевой, наступательно-аналитический характер, социально-историческую углубленность в про- блемы народного бытия и философский кругозор в целом. Суть концепции национального искусства и литературы осетинских просветителей заключается, прежде всего, в том, что она призвана была определить место искусства и литературы как специфического, уникального явления в жизни современного общества, со сложным комплексом стоящих перед ними первоочередных задач. А цель при этом такого искусства и литературы – нау- чить общество размышлять о жизни, исследовать ее, стремиться к ее улучшению, к про- грессу. Просветителями же были определены и функции национального искусства: воспи- тательные, познавательно-преобразующиеся и в целом, конечно же, социальные функции.
Ключевые слова: история, народ, просветители, осетинская литература, искусство, культура
← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||