| 
	
       
       
      
	
 | 
    
						
							
							 
DOI: 10.46698/VNC.2022.84.45.005 
ДВЕ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТА ХЕТАГУРОВА (МЕТАФИЗИКА ПЕРЕХОДА)
Т. К. Салбиев
 
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 45 (84). 
 
Аннотация: Статья посвящена описанию религиозного аспекта творческого наследия Коста Хе- 
тагурова, позволяющему представить процесс модернизации осетинского общества на 
рубеже прошлого и позапрошлого веков с точки зрения метафизики, обнаруживающей себя 
в рамках взаимодействия христианства и местной исконной духовной традиции. Пред- 
ставляя себя человеком двух культур – европейской и горской – Коста Хетагуров считал 
необходимым выявить их общие духовно-нравственные основы, которые непротиворечи- 
вым образом были сведены воедино в его личности и судьбе. Ясное разграничение социо- 
культурных, культурно-исторических и историко-культурных особенностей, присущих 
каждой из них, позволяет установить три главных параметра их взаимодействия: со- 
циокультурный, историко-культурный и культурно-исторический. Далее, на примере 
осетинской очажной цепи, описанной Коста Хетагуровым и надетой на шею его сводной 
сестрой Ольгой Кайтмазовой-Хетагуровой во время его похорон, удается показать, как 
осетинская традиция приводит к общему знаменателю историко-богословский и ми- 
фо-ритуальный аспекты этого взаимодействия. Главным религиозно-мифологическим 
персонажем, единственно способным обеспечить этот переход, предстает осетинский 
покровитель мужчин, воинов и путников Уастырджи, представляющий собой адаптиро- 
ванного традицией христианского святого великомученика Георгия. Образ пастыря на- 
рода оказывается органично вписан в представления о добре и зле, учет которого стано- 
вится дополнительным фактором, определяющим не только конечную цель перехода, но и 
его содержание. В результате, изучение общественного сознания на том переходном этапе 
обретает изначально присущее ему аксиологическое измерение. 
Ключевые слова: модернизация, социум, осетины, историко-богословский, мифо-ритуальный, Коста Хетагуров, метафизика, аксиология 
	
+ Список литературы1. Айларова С.А. Проблема «Интеллигенция и народ» в творчестве Коста Хетагу- 
рова // Коста и мировой историко-культурный процесс: Сборник материалов Между- 
народной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова. 
Владикавказ. 2014. С. 21-46. 
2. Гутиева Э.Ш. Коста Хетагуров и общественно-культурная среда осетин // Ко- 
ста и мировой историко-культурный процесс: Сборник материалов Международной 
конференции, посвященной 155-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова. Владикав- 
каз, 2014. С. 73-80. 
3. Габараев С.Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова. М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 
1959. 244 с. 
4. Балаев И.Т. Души и сердца свет. Владикавказ: Ир, 1992. 136 с. 
5. История Северной Осетии: XX век. М.: Наука, 2003. 632 с. 
6. Туганов М.С. Живопись Коста Хетагурова // Весь мир – мой храм… Орджони- 
кидзе: Ир, 1989. С. 262-276. 
7. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу: 
Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2001. Фæн- 
дзæм том. 719 ф. (на осет. яз.) 
8. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу: 
Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Æр- 
тыккаг том. 610 ф. (на осет. яз.) 
9. Коцойты А. Уацмыстæ. Дзæуджыхъæу: Ир, 1991. 544 ф. (на осет. яз.) 
10. Гостиева Л.К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве вто- 
рой половины XIX – начала XX. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 
2014. 557 с. 
11. Мамиев Э.М. Пасхальный цикл в осетинском традиционном календаре // 
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и 
искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2(74)-3. С. 97-101. 
12. Туаллагов А.А. Об адресате стихотворения К.Л. Хетагурова «Салам» // Изве- 
стия СОИГСИ. 2009. Вып. 3 (42). С. 213-230. 
13. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука. 
1979. Т. III. S-T’. 360 с. 
14. Кочиев К.К. Образ Преподобного Саввы Освященного в народных верованиях 
осетин // Аланское православие: история и культура: Сборник материалов VI Свя- 
то-Георгиевских чтений «Православие. Этнос. Культура» (Владикавказ, 23-24 ноября 
2017 г.). Владикавказ, 2017. С. 36-51. 
15. Дзиццойты Ю.А. Из сакральной лексики осетинского языка // NARTAMONGÆ. 
2019. Vol. XIV. № 1-2. С. 221-236. 
16. Кочиев К.К. Опыт осетиноведческого комментария к рассказу Геродота об 
Эскампее и котле Арианта // NARTAMONGÆ. 2009. Vol. VI, № 1-2. С. 319-345. 
17. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу: 
Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Цып- 
пæрæм том. 506 ф. (на осет. яз.) 
18. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу: 
Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Цып- 
пæрæм том. 486 ф. (на осет. яз.) 
19. Памятники народного творчества осетин (Осетинские народные загадки) / 
Сост. Дз.Г. Тменова. Владикавказ: Ир, 2000. 208 с. 
20. Газданова В.С. Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осе- 
тин. Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2007. 438 с. 
21. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука, 
1989. Т. IV. U-Z. 326 с. 
22. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука, 
1973. Т. II. L-R. 448 с.  
				← Содержание выпуска
	 
						    |