|
DOI: 10.46698/VNC.2022.84.45.005
ДВЕ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТА ХЕТАГУРОВА (МЕТАФИЗИКА ПЕРЕХОДА)
Т. К. Салбиев
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 45 (84).
Аннотация: Статья посвящена описанию религиозного аспекта творческого наследия Коста Хе-
тагурова, позволяющему представить процесс модернизации осетинского общества на
рубеже прошлого и позапрошлого веков с точки зрения метафизики, обнаруживающей себя
в рамках взаимодействия христианства и местной исконной духовной традиции. Пред-
ставляя себя человеком двух культур – европейской и горской – Коста Хетагуров считал
необходимым выявить их общие духовно-нравственные основы, которые непротиворечи-
вым образом были сведены воедино в его личности и судьбе. Ясное разграничение социо-
культурных, культурно-исторических и историко-культурных особенностей, присущих
каждой из них, позволяет установить три главных параметра их взаимодействия: со-
циокультурный, историко-культурный и культурно-исторический. Далее, на примере
осетинской очажной цепи, описанной Коста Хетагуровым и надетой на шею его сводной
сестрой Ольгой Кайтмазовой-Хетагуровой во время его похорон, удается показать, как
осетинская традиция приводит к общему знаменателю историко-богословский и ми-
фо-ритуальный аспекты этого взаимодействия. Главным религиозно-мифологическим
персонажем, единственно способным обеспечить этот переход, предстает осетинский
покровитель мужчин, воинов и путников Уастырджи, представляющий собой адаптиро-
ванного традицией христианского святого великомученика Георгия. Образ пастыря на-
рода оказывается органично вписан в представления о добре и зле, учет которого стано-
вится дополнительным фактором, определяющим не только конечную цель перехода, но и
его содержание. В результате, изучение общественного сознания на том переходном этапе
обретает изначально присущее ему аксиологическое измерение.
Ключевые слова: модернизация, социум, осетины, историко-богословский, мифо-ритуальный, Коста Хетагуров, метафизика, аксиология
+ Список литературы1. Айларова С.А. Проблема «Интеллигенция и народ» в творчестве Коста Хетагу-
рова // Коста и мировой историко-культурный процесс: Сборник материалов Между-
народной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова.
Владикавказ. 2014. С. 21-46.
2. Гутиева Э.Ш. Коста Хетагуров и общественно-культурная среда осетин // Ко-
ста и мировой историко-культурный процесс: Сборник материалов Международной
конференции, посвященной 155-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова. Владикав-
каз, 2014. С. 73-80.
3. Габараев С.Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова. М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры,
1959. 244 с.
4. Балаев И.Т. Души и сердца свет. Владикавказ: Ир, 1992. 136 с.
5. История Северной Осетии: XX век. М.: Наука, 2003. 632 с.
6. Туганов М.С. Живопись Коста Хетагурова // Весь мир – мой храм… Орджони-
кидзе: Ир, 1989. С. 262-276.
7. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу:
Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2001. Фæн-
дзæм том. 719 ф. (на осет. яз.)
8. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу:
Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Æр-
тыккаг том. 610 ф. (на осет. яз.)
9. Коцойты А. Уацмыстæ. Дзæуджыхъæу: Ир, 1991. 544 ф. (на осет. яз.)
10. Гостиева Л.К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве вто-
рой половины XIX – начала XX. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А,
2014. 557 с.
11. Мамиев Э.М. Пасхальный цикл в осетинском традиционном календаре //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2(74)-3. С. 97-101.
12. Туаллагов А.А. Об адресате стихотворения К.Л. Хетагурова «Салам» // Изве-
стия СОИГСИ. 2009. Вып. 3 (42). С. 213-230.
13. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука.
1979. Т. III. S-T’. 360 с.
14. Кочиев К.К. Образ Преподобного Саввы Освященного в народных верованиях
осетин // Аланское православие: история и культура: Сборник материалов VI Свя-
то-Георгиевских чтений «Православие. Этнос. Культура» (Владикавказ, 23-24 ноября
2017 г.). Владикавказ, 2017. С. 36-51.
15. Дзиццойты Ю.А. Из сакральной лексики осетинского языка // NARTAMONGÆ.
2019. Vol. XIV. № 1-2. С. 221-236.
16. Кочиев К.К. Опыт осетиноведческого комментария к рассказу Геродота об
Эскампее и котле Арианта // NARTAMONGÆ. 2009. Vol. VI, № 1-2. С. 319-345.
17. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу:
Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Цып-
пæрæм том. 506 ф. (на осет. яз.)
18. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу:
Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Цып-
пæрæм том. 486 ф. (на осет. яз.)
19. Памятники народного творчества осетин (Осетинские народные загадки) /
Сост. Дз.Г. Тменова. Владикавказ: Ир, 2000. 208 с.
20. Газданова В.С. Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осе-
тин. Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2007. 438 с.
21. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука,
1989. Т. IV. U-Z. 326 с.
22. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука,
1973. Т. II. L-R. 448 с.
← Содержание выпуска
|