|
DOI: 10.46698/VNC.2022.85.46.005
ОБРАЗЫ МОДЕРНИЗАЦИИ: О ТВОРЧЕСТВЕ СОСЛАНА (ВАНО) ТЕМИРХАНОВА
С.А. Айларова
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 46 (85).
Аннотация: Статья является первым опытом анализа интеллектуального наследия осетинско-
го просветителя Сослана (Вано) Темирханова (1881-1925 гг.), включающее разножанровые
произведения – рассказы, стихи, эссе, фольклорные и этнографические публикации, исто-
рический труд «Иры истори». Исследуется важный аспект его творчества – воззрения на
роль труда и хозяйственного созидания для успешного развития пореформенной Осетии.
Эту проблему просветитель рассматривает сквозь призму тысячелетней этнической
истории, полной войн, миграций, демографических катастроф. Блестящее начало осе-
тинской культурной истории – культура эпохи конца бронзового и начала железного века
(кобанская археологическая культура) – демонстрировала совершенство и красоту форм.
Причина такого культурного взлета – культ труда, характерный для древнеиранской
мифологии и культуры вообще. Приход на Северный Кавказ ираноязычных номадов – ски-
фов, сарматов, алан (второго компонента осетинского этногенеза) – повел к изменению
культуры, где стали превалировать воинские ценности и добродетели. Залогом успеха
модернизации Осетии, по мнению С. Темирханова, должна стать актуализация в обще-
ственном сознании Осетии той части древней мифологии, которая несет культ труда и
хозяйственного творчества – эпических сказаний, «побуждающих к прогрессу». Необходи-
мо отметить попытку автора выстроить целостную историю Осетии, связав воедино
различные компоненты этногенеза, подчеркнуть глубину исторической перспективы осе-
тинского этноса. Оригинальной является опора на мифологию в осмыслении историче-
ского процесса. Творческое наследие просветителя подчинено решению основных проблем
модернизации Осетии начала XX в. – обретение народом исторического самосознания и
становление новой экономической реальности, опирающейся на духовно-культурную цен-
ность труда и хозяйственного созидания.
Ключевые слова: осетинская интеллигенция, Сослан (Вано) Темирханов, Иры истори, мифология, Прометей, этика труда
+ Список литературы1. Айларова С.А., Тебиева Л.Т. Культура и хозяйство: взгляд северокавказских про-
светителей (кон. 18–19 вв.). Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. 296 с.
2. Темирханты Сослан. Иры истори. Радзыртæ, таурæгътæ, аргъæуттæ, зарджытæ,
очерктæ, фыстæджытæ / Сост., предисл. Т.Н. Сагутоновой. Дзæуджихъæу: Аланы-
стон, 1994. 166 ф. (на осет. яз.)
3. Кокиев Г. Об одной фашистской фальсификации истории осетин // Историче-
ский журнал. 1944. №2-3. C. 43-47.
4. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осе-
тии в начале 20 в. Орджоникидзе: Ир, 1968. 288 с.
5. Калоев Б.А. Моздокские осетины (историко-этнографическое исследование).
М., 1995. 245 с.
6. Фидарова Р.Я. Этническое мировоззрение осетин (Ирондзинад). Генезис. Струк-
тура. Этапы развития. В 4-х кн. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2014. Кн. 3. 398 с.
7. Кочиева Д.А. Ключевое слово «Хуыцау» в семантике осетинских паремий // Ак-
туальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 3. С. 57-64.
8. Томаев Ш. Свой труд посвятил Миллеру // Северная Осетия. 2 марта 2018 г.
9. Филимонов Г.Д. О доисторической культуре в Осетии. М.: Тип. М.Н. Лаврова и
К., 1878. 8 с.
10. Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа // Материалы по археологии Кав-
каза, собранные экспедициями Московского археологического общества. М.: Тип.
А.И. Мамонтова и К. 1900. Вып. 8. 381 с.
11. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
532 с.
12. Техов Б.В. Центральный Кавказ в XVI-X вв. до н.э. М.: Наука, 1977. 239 с.
13. Техов Б.В. Тайны древних погребений. Владикавказ: Проект-пресс, 2002. 512 с.
14. Дударев С.Л., Савенко С.Н. К историографии феномена «кобанская культура»
// Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 4.
C. 67-84.
15. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы: на стыке Востока и Запада. М.: На-
ука, 1965. 168 с.
16. Касумова Ф. Сущность и функции культурного героя-демиурга в мифологии
// Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.
2012. Т. 25(64). № 3. Ч. I. С. 214-218.
17. Таказов Ф.М. Мифологические архетипы модели мира в осетинской космого-
нии. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ РАН, 2014. 210 с.
18. Дзиццойты Ю.А. Нартовский эпос и Амираниани. Цхинвал: Полигр. произ.
объед-ие, 2003. 224 с.
19. Лосев А.Ф. Мировой образ Прометея // Проблема символа и реалистическое
искусство. М.: Искусство, 1995. С. 226-306.
20. Гадамер Г.Г. Прометей и трагедия культуры // Актуальность прекрасного. М.:
Искусство, 1991. С. 242-255.
21. Миллер Вс.Ф. Кавказские предания о великанах, прикованных к горам // Жур-
нал Министерства народного просвещения. СПб., 1883. № 1. Ч. 225. С. 100-116.
← Содержание выпуска
|