|
DOI: 10.46698/VNC.2023.86.47.009
ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКЕ ЗООНИМА ‘ВЕРБЛЮД’ В ОСЕТИНСКОМ И ПЕРСИДСКОМ ЯЗЫКАХ
Е.Б. Бесолова , А. Годрати
Известия СОИГСИ. 2023. Выпуск 47 (86).
Аннотация: В статье предпринимается попытка на основе лингвистического, фольклорного, ар-
хеологического и этнографического материала выявить причины сакрализации верблю-
да, проанализировать семантику ритуальности, обрядовые различия и близость семан-
тического ряда верблюд – курица-птица (страус) в мифо-ритуальной практике осетин,
иранцев по языку, и персоязычных (иранцев). Обосновывается сущность обожествления
животных и его проявление в повседневности у осетин и иранцев, выявляются изменения,
сыгравшие определенную роль в их мифологии, обрядах и обычаях, описание которых акту-
ально как в аспекте сохранения религиозных пережитков в их культурах, так и обнаруже-
ния общего и особенного. Осмысляется культ животных, развившийся из представлений
о душах, предшествовавших образу человека-божества; выявляются истоки культа. От-
мечается, что первооснова религиозных представлений осетин – наследие древних форм
религии скифо-сармато-аланского мира; первобытные верования иранцев прошли путь
от тотемизма к космогонии. Описываются факторы, способствовавшие сохранению
у осетин рудиментов мистических взглядов на верблюда лишь в фольклоре и его малых
жанрах. Осмысляется, почему при наличии столь скудного материала не представляет-
ся возможным его подробный анализ, и это в то время, когда в религиозных верованиях
индоиранцев зооним ‘верблюд’ еще долго сохраняет сакральный, магический и защитный
образ животного. Актуализация этнокультурной информации вызвана необходимостью
описать схождения и различия в их нравственных, этико-эстетических ценностях и
предпочтениях. Особое внимание уделяется тому, что пережитки зоолатрии у народов
Северного Кавказа, Средней и Передней Азии отражают элементы культа животных как
в индивидуализированной форме, так и в ее отсутствии. Дается оценка тому первона-
чальному пласту религиозных верований, на котором, по всей видимости, сложились ре-
лигия и мировоззрение древнеиранцев, восходящие к домусульманским культам. Об этом
красноречиво свидетельствует приведенный фактический материал.
Ключевые слова: иранские языки, паремия, зоологический код, зооним ‘верблюд бактриан’, мировоззрение древнеиранцев, домусульманский культ.
Загрузить полный текст Образец цитирования:: Бесолова Е.Б., Годрати А. Об этнокультурной специфике зоонима верблюд в осетинском и персидском языках // Известия СОИГСИ. 2023. Вып. 47(86). С. 59-75. DOI 10.46698/VNC.2023.86.47.009
+ Список литературы1. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М. Наука, 1964. 400 с.
2. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции (Опыт
этнолингвистического исследования): Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М.,
1998.
3. Тенишев Э.Р. Слово об «Историко-этимологическом словаре осетинского
языка» // Василию Ивановичу Абаеву 110 лет: Сб. материалов, посвященных
творчеству В.И. Абаева. Цхинвал: Дом печати, 2011. С. 81–83.
4. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.:
Наука, 1979. Т. III. 358 с.
5. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: Изд-во Академии наук
СССР, 1949. Т. I. 601 с.
6. Миллер Вс. Осетинские этюды. Владикавказ: Северо-Осетинский инсти-
тут гуманитарных исследований, 1992. 707 с.
7. Памятники устного народного творчества осетин. Сказки о животных /
Сост. и коммент. Т.А. Хамицаевой. Владикавказ: Алания, 1998. 529 с.
8. Осетинские народные загадки / Сост. Дз. Тменова. Владикавказ: СОИГСИ,
2000. 208 с.
9. Ирон æмбисæндтæ / Сост. К.Ц. Гутиев. Орджоникидзе, 1976. 352 с. (на
осет. яз.).
10. Гукетлова Ф.Н. Зооморфный код культуры в языковой картине мира
(на материале кабардино-черкесского, русского и французского языков). М.:
ТЕЗАУРУС, 2009. 228 с.
11. Осетинско-русский словарь / Сост. Т.А. Гуриев, Э.Т. Гутиева. Владикав-
каз: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019. Т. 4. 749 с.
12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1986.
Т. I. 577 с.
13. Новгородова Э.А. Периодизация петроглифов Монголии // Средняя
Азия и ее соседи в древности и средневековье (история и культура) / Под ред.
Б.А. Литвинского. М.: Наука, 1981. С. 33–41.
14. Брэм А.Э. Жизнь животных. М.: Терра, 1992. Т. I. 540 с.
15. Вайнберг Б.И. Монеты древнего Хорезма. М.: Наука, 1977. 220 с.
16. Гюль Т.И. Образ верблюда в доисламском искусстве Средней Азии (культо-
во-религиозный аспект) // Народы и религии Евразии. 2020. № 1(22). С. 117–129.
17. Кузьмина Е.Е. Сюжет противоборства двух животных в искусстве азиат-
ских степей // КСИА. 1978. Вып. 154. Ранние кочевники. С. 103–108.
18. Кузьмина Е.Е. Древнейшая фигурка верблюда из Оренбургской области и
проблема доместикации бактрианов // Советская этнография. 1963. № 2. С. 43–44.
19. Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. Л.: Государственный Эр-
митаж, 1937. 74 с.
20. Тележко Г.М. К этимологии названий некоторых представителей афри-
канской фауны // Universum: Филология и искусствоведение. 2017. № 9(43).
С. 12-21.
21. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков
Хорезма. М.: Наука, 1969. 338 с.
22. Авеста. Избранные гимны / Пер., комм. И.М. Стеблин-Каменского. Ду-
шанбе: Адиб, 1990. 174 с.
23. Акишев А.К. Образ верблюда в легендах Центральной Азии // Этногра-
фия народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. С. 69–76.
24. Измайлова Д.А. Функционирование пословиц и поговорок с компонен-
том «зоонимом» в арабском и русском языках // Минбар. Исламские исследо-
вания. 2013. Т. 6. № 1. С. 143–149.
25. Бичер, О. Образы домашних животных в русской фразеологии (на фоне
турецкого языка) // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 3. С. 212–215.
26. Mesbah, B. Shadrokh, S. The Symbolism of Camel Motif in Sasanian Engraving
Art (Case study of 55 masterpiece) // Honar-ha-ye-Ziba. Honar-ha-ye Tajassomi.
2022. Vol. 26. Iss. 4 (February). Pp. 35-45. (на перс. яз.)
27. Razi, H. Ancient Iran Encyclopaedia. Avestan era until the end of Sassanid era.
Five-volume collection. Tehran, Sokhan, 2003. (на перс. яз.)
28. Фрумкина Р.М. Самосознание лингвистики – вчера и завтра // Известия
РАН. Серия лит. и языка. 1999. Т. 58. № 4. С. 28–38.
29. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры,
1999. 896 с.
30. Houshangi, M, Ghobadi H., Fooladvand, H. A Comparative Review of the
Allegorical Roles of Lion, Camel and Child in the Thoughts and Works of Rumi and
Nietzsche // Comparative Literature Research Journal. 2014. Vol. 2. Iss. 2. Pp. 243-
270. (на перс. яз.)
31. Ameri, J., Tabatabai, S.H. Vocabulary and terms of camel husbandry in
“Troud” linguistic variety // Popular culture and literature. October and November
2016. Rank B (Ministry of Science). No. 16. Pp. 217-242. (на перс. яз.)
32. Hajian Nejad, A., Behzadian, S.M. An Analysis of the Function of Animal
Symbols in Persian Proverbs Based on Bahmanyari Story Book // Culture and Folk
Literature. 2020. Vol. 8. Iss. 31. Pp. 122-156. (на перс. яз.)
← Содержание выпуска
|