Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2023.88.49.012 ИЗ ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.: ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ВАРИАНТ КАВКАЗСКОЙ ПЕРЕВАЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
С.В. Дарчиева
Известия СОИГСИ. 2023. Выпуск 49 (88).
Аннотация:
Для России с ее безграничными пространствами железные дороги всегда имели особое стратегическое значение. Выгодное геополитическое положение позволяло Российской им- перии претендовать на роль транспортного моста, соединяющего Европу и Азию, это в дальнейшем позволило бы росту индустриального могущества страны. Все эти факторы учитывались государственными деятелями, экономистами, инженерами при проектиро- вании железнодорожных магистралей, особенно на окраине империи. В силу разных причин ряд важных для страны проектов не удалось реализовать. Один из них – Кавказская пере- вальная железная дорога. Публикация посвящена проекту постройки перевальной желез- ной дороги через Главный Кавказский хребет. Вопрос о сооружении железной дороги соеди- няющей Закавказье с Северным Кавказом и внутренними губерниями империи имел для России огромное государственное значение, неоднократно поднимался и рассматривался в высших правительственных кругах. Появление проекта перевальной железной дороги из Владикавказа в Тифлис было обусловлено в первую очередь соображениями военно-страте- гического характера, хотя в дальнейшем социально-экономические факторы начинают превалировать над стратегическими. Военный министр и кавказский наместник высту- пали инициаторами создания этой дороги, так как стремились обеспечить быструю пе- реброску войск и техники на случай военных кампаний. Главное преимущество в проекте перевальной дороги Владикавказ–Тифлис состояло в следующем: во-первых, устанавливал- ся новый короткий путь между морями Каспийским и Черным, во-вторых, сокращалось расстояние между Закавказьем и остальной частью империи. Публикуемые документы раскрывают весь сложный путь в утверждении Владикавказского направления стро- ительства перевальной железной дороги через Главный Кавказский хребет и активного участия городского головы Владикавказа Г.В. Баева в принятии этого решения.
Ключевые слова: Российская империя, Северный Кавказ, Владикавказская железная дорога, Кавказский наместник, городской голова, Г.В. Баев, Кавказская перевальная дорога.
Загрузить полный текст
Образец цитирования:: Дарчиева С.В. Из истории железнодорожного строительства в России в начале XX в.: владикавказский вариант Кавказской перевальной железной дороги // Известия СОИГСИ. 2023. Вып. 49 (88). С.159-178. DOI 10.46698/VNC.2023.88.49.012 ← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||