ISSN 2223-165X

Известия СОИГСИ

 

Контакты

Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ,
пр. Мира, 10
E-mail: izvestia-soigsi@mail.ru 


Старая версия сайта



 

Яндекс.Метрика

DOI: 10.46698/VNC.2023.88.49.012

ИЗ ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.: ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ВАРИАНТ КАВКАЗСКОЙ ПЕРЕВАЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

С.В. Дарчиева
Известия СОИГСИ. 2023. Выпуск 49 (88).
Аннотация:
Для России с ее безграничными пространствами железные дороги всегда имели особое
стратегическое значение. Выгодное геополитическое положение позволяло Российской им-
перии претендовать на роль транспортного моста, соединяющего Европу и Азию, это в
дальнейшем позволило бы росту индустриального могущества страны. Все эти факторы
учитывались государственными деятелями, экономистами, инженерами при проектиро-
вании железнодорожных магистралей, особенно на окраине империи. В силу разных причин
ряд важных для страны проектов не удалось реализовать. Один из них – Кавказская пере-
вальная железная дорога. Публикация посвящена проекту постройки перевальной желез-
ной дороги через Главный Кавказский хребет. Вопрос о сооружении железной дороги соеди-
няющей Закавказье с Северным Кавказом и внутренними губерниями империи имел для
России огромное государственное значение, неоднократно поднимался и рассматривался
в высших правительственных кругах. Появление проекта перевальной железной дороги из
Владикавказа в Тифлис было обусловлено в первую очередь соображениями военно-страте-
гического характера, хотя в дальнейшем социально-экономические факторы начинают
превалировать над стратегическими. Военный министр и кавказский наместник высту-
пали инициаторами создания этой дороги, так как стремились обеспечить быструю пе-
реброску войск и техники на случай военных кампаний. Главное преимущество в проекте
перевальной дороги Владикавказ–Тифлис состояло в следующем: во-первых, устанавливал-
ся новый короткий путь между морями Каспийским и Черным, во-вторых, сокращалось
расстояние между Закавказьем и остальной частью империи. Публикуемые документы
раскрывают весь сложный путь в утверждении Владикавказского направления стро-
ительства перевальной железной дороги через Главный Кавказский хребет и активного
участия городского головы Владикавказа Г.В. Баева в принятии этого решения.
Ключевые слова: Российская империя, Северный Кавказ, Владикавказская железная дорога, Кавказский наместник, городской голова, Г.В. Баев, Кавказская перевальная дорога.
Загрузить полный текст  
Образец цитирования:: Дарчиева С.В. Из истории железнодорожного строительства в России
в начале XX в.: владикавказский вариант Кавказской перевальной железной дороги //
Известия СОИГСИ. 2023. Вып. 49 (88). С.159-178. DOI 10.46698/VNC.2023.88.49.012
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2024 Известия СОИГСИ