Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2023.89.50.007 ЭМЕГЕНЫ КАК ОБЛАДАТЕЛИ ЧУДЕСНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НАРТСКОМ ЭПОСЕ И ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
Ф.Х. Гулиева (Занукоева)
Известия СОИГСИ. 2023. Выпуск 50 (89).
Аннотация:
Статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу нартского эпоса и волшебных сказок карачаевцев и балкарцев. Предметом изучения явилась трансформа- ция образа эмегена, впервые прослеженная на примере одной из его ипостасей – облада- тель / хранитель чудесных предметов. В национальной Нартиаде эмегены представ- лены двумя условными категориями – хтоническое чудовище и представитель чуж- дого народа-соседа. Уровень развития материальной культуры у первых значительно ниже, но и те, и другие выступают обладателями чудесных артефактов. В основном это оружие, однако упоминается и ряд предметов бытового характера. Отмечается, что некоторые атрибуты, которыми владеют эмегены первого типа, тесно связаны с древними представлениями народа-создателя. Более того, великаны сами выступа- ют в роли чудесных существ, части тела которых обладают сверхъестественными свойствами. В карачаево-балкарских сказках также встречаются оба типа эмегенов. Спектр чудесных предметов, которыми обладают, которые хранят или о которых они ведают, здесь несколько шире, однако способ обретения их нередко отличается: на сме- ну завладения с помощью силы, посредством хитрости приходит дарение. В некоторых случаях эмегены второго типа сообщают местоположение и условия добычи необходи- мого объекта. Объясняется данное явление изменениями в восприятии сказочных эме- генов: это представитель чуждого народа, но не заклятый враг, а мудрый сосед, друг, побратим. В заключении делается вывод о том, что в карачаево-балкарских нартских сказаниях и волшебных сказках отмечается постепенное снижение образа эмегена от хтонического чудовища до представителя дружественного народа-соседа. Выражается это как в утрате великанами своих чудесных свойств, так и в том, что в сказочных текстах волшебные атрибуты, владельцами, хранителями которых те являются или о которых ведают, в большинстве случаев не связаны с героическим пафосом, мотивом непримиримой вражды. Меняется и способ обретения чудесного предмета.
Ключевые слова: карачаево-балкарский фольклор, нартский эпос, волшебные и волшебно-героические сказки, эмегены, чудесные предметы.
Загрузить полный текст
Образец цитирования:: Гулиева (Занукоева) Ф.Х. Эмегены как обладатели чудесных предметов в нартском эпосе и волшебных сказках карачаевцев и балкарцев // Известия СОИГСИ. 2023. Вып. 50 (89). С.107-119. DOI 10.46698/VNC.2023.89.50.007 ← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||