|
DOI: 10.46698/VNC.2023.89.50.008
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МОТИВА БРАКА ГЕРОЯ И ЛЯГУШКИ В ФОЛЬКЛОРЕ ОСЕТИН
Ф.М. Таказов
Известия СОИГСИ. 2023. Выпуск 50 (89).
Аннотация: В статье анализируется семантика сожжения шкуры лягушки в фольклоре осетин.
Мотив брака героя и лягушки, сожжение героем лягушачьей шкуры широко распростра-
нен в фольклоре многих народов. Проведенный сравнительный анализ типологических
сюжетов позволил выявить архетип лягушки в сказках и мифах. Анализ архетипа
лягушки в мировом фольклоре позволяет понять, как этот образ воспринимается и
интерпретируется разными культурами, а также дает возможность определить об-
щие черты и различия в его символике. В различных культурах лягушка связана с пло-
дородием и дождем. Одним из примеров является обряд вызывания дождя у осетин, во
время которого изготавливали чучело женщины, которое часто заменяли живой ля-
гушкой, привязанной к подушке. Лягушку наряжали в костюм с серебряными и золоты-
ми вышивками, а затем бросали в реку после танцев и молитв о дожде. Метаморфозы
девушки-лягушки во всех национальных вариантах имеют типологическое сходство.
Развитие фабулы сюжета подчинено концептуальной составляющей инициационных
процессов. Сжигание шкуры девушки-лягушки символизирует ее символическую смерть.
Исчезновение девушки после сожжения лягушачьей шкуры связано с необходимостью
окончательно утвердиться в новом статусе. Кроме того, сожжение шкуры героем от-
ражает нарушение с его стороны запрета, с которого и начинается путь иницианта.
Ключевые слова: осетинский фольклор, нартовский эпос, инициации, сказка, миф, царевна-лягушка, сожженная шкура.
Загрузить полный текст Образец цитирования:: Таказов Ф.М. Семиотический анализ и интерпретация мотива
брака героя и лягушки в фольклоре осетин // Известия СОИГСИ. 2023. Вып. 50 (89). С.120-128. DOI 10.46698/VNC.2023.89.50.008
+ Список литературы1. Cooper J.C. Symbolic and Mythological Animals. London: Thorsons, 1992. 267 p.
2. Legge J. The Sacred Books of China: The Texts of Taoism // The Sacred Books of
the East Series. Ed. by Max Müller. Oxford: Oxford University Press, 1927. Vol. 40. 435 p.
3. Ishikawa D. Kapp World. Tokyo: Jiji Press, 1985. Pp. 129-131.
4. Карчина В.В. Образ лягушки в хантыйских сказках (на примере сказки «Не-
бесного отца младший сын») // Конструктивный потенциал современных гума-
нитарных и социально-экономических наук: проблемы наращивания и реализа-
ции: Сб. науч. nр. по мат. Международной научно-практической конференции 24
июня 2020 г. / Под ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: АПНИ, 2020. C. 26-30.
5. Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии. М.: Тип.
А. Левенсон и К, 1890. 121 с.
6. Миловидов Ф.Ф. Жаба и лягушка в народном миросозерцании, преимуще-
ственно малорусском // Сборник Харьковского историко-филологического об-
щества. Харьков: Тип. «Печ. Дело», 1913. Т. 19. С. 358-400.
7. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев.
Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. 60 с.
8. Топоров В.Н. Лягушка // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. / Гл.
ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 84-85.
9. Гиреев Д.А., Туганов Э.М. Туганов Махарбек. Литературное наследие.
Орджоникидзе: Ир, 1977. 234 с.
10. Осетинские сказки. Сталинир: ХИПР, 1956. 310 с.
11. Нартовские сказания. Эпос осетинского народа / Сост. Т.А. Хамицаева.
Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2005. Кн. 3. 712 с. (на осет. яз.).
12. Абхазские сказки / Сост. Х.С. Бгажба. Сухуми: Алашара, 1985. 510 с.
13. Аварские сказки / Сост. и пер. М. Саидова и У. Далгат. М.: Художественная
литература, 1965. 327 с.
14. Грузинские народные сказки. Сто сказок / Сост. Н.И. Долидзе. Тбилиси:
Мерани, 1971. 705 с.
15. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах / Подготовка тек-
ста, предисл. и прим. В.Я. Проппа. М.: Художественная литература, 1957. Т. 2. 509 с.
16. Карпухина Т.П., Цюпко Е.В. Архаические корни волшебной сказки (на при-
мере русской сказки «Царевна-лягушка» и шотландской сказки «Жена-тюлени-
ха» // Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения
языкам в вузе. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием. Хабаровск: Тихоокеанский гос. ун-т, 2018. С. 62-70.
17. Осетинские новеллистические сказки / Сост. Т.А. Хамицаева. Владикав-
каз: ИПО СОИГСИ, 2010. Кн. 1. 340 с.
18. Галай К.Н., Жучкова А.В. О типологической классификации и символиче-
ском значении антропоморфных образов принца-лягушки и царевны-лягушки
// Мир русского слова. 2014. № 4. С. 50-55.
← Содержание выпуска
|