Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2024.90.51.004 ОСЕТИНСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН: ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА, ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Р. Я. Фидарова
Известия СОИГСИ. 2024. Выпуск 51 (90). С.137-148.
Аннотация:
Статья посвящена исследованию жанровых проблем осетинского философ- ского романа. Зарождение жанра философского романа в осетинской литературе в 70-80-е годы ХХ века, – на стадии зрелого социалистического реализма, – было обусловлено объективным развитием нашего общества, которое потребовало от литературы обогащения ее философско-аналитического начала. Прежде все- го, в осмыслении проблем исторического становления человека. А это заставило ее поставить в центр своих напряженных поисков смысла бытия образ думающе- го, ищущего ответы на коренные проблемы жизни общества, человека. Поэтому в жанре романа смыкаются философия, история, фольклор, в частности, эпос и литература. Основой осетинского философского романа является национальный миф, в котором в этнонационально-конкретной форме содержатся универсаль- но-всеобщие ценности. Свойства мифа – исследовать сущность мира, т.е. най- ти ответ на вопрос о том, как он строился, что он есть по сути своей, изучить историю первотворения мира, в т.ч. и человека как его органической части. Эту сущность мира, ярко и образно отразившуюся в нартском эпосе, перенимает и осетинский философский роман, своеобразно используя хронотоп как важнейшую форму существования материи, т.е. объективного мира. В чем конкретно заклю- чается сокровенная суть осетинского философского романа? Прежде всего, в его сущностном и структурно-системном характере, в его генетических и духов- ных истоках. В общем же своеобразие осетинского философского романа прояви- лось в целом ряде качественных свойств и критериев. Во-первых, он строится на сюжетике нартских сказаний. То есть мифологическая его основа очевидна. Во-вторых, он формирует свою оригинальную концепцию хронотопа, являющу- юся основой жанровой структуры философского романа. В-третьих, концепция хронотопа выстраивает и специфический художественный конфликт, вокруг которого организуются важнейшие сюжетные линии. В-четвертых, в нем фор- мируется особый тип сюжета, объемлющего огромные пласты исторического времени и бесконечного пространства. В-пятых, в философском романе рожда- ется оригинальный тип романного героя, имеющего особый взгляд на мир; тип героя, сопрягающего в себе богатейшую нравственную суть социальной истории этноса-народа-нации.
Ключевые слова: мифы, мифология, эпос, философия, осетинская литература, осетинский философский роман.
Загрузить полный текст
![]() Образец цитирования:: Фидарова Р.Я. Осетинский философский роман: генезис, структура, жанровые особенности // Известия СОИГСИ. 2024. Вып. 51 (90). С. 137-148. DOI 10.46698/VNC.2024.90.51.004 ← Содержание выпуска |
© 2025 Известия СОИГСИ | |||