Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2024.90.51.005 ИРАНСКИЙ КОНТЕКСТ В ОСЕТИНСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЯХ (КРАСАВИЦА ЗГИДА)
Д. В. Сокаева , М. Моради , М. Шафаги
Известия СОИГСИ. 2024. Выпуск 51 (90). С.149-165.
Аннотация:
В данной публикации представлены три текста осетинского фольклора и их переводы на русский язык. Два текста преданий, «Зджыды Рæсугъд (таурæгъ)» («Красавица Згида (предание)») и «Æзджыды Рæсугъд» («Красавица Згида») пове- ствуют о событиях далекого прошлого с главной героиней – Красавицей Згида. Исторические предания о Красавице Згида в осетинском фольклоре представле- ны текстами с чудесной бусиной и текстами без чудесной бусины: сюжеты этих двух групп преданий отличаются друг от друга. В настоящей публикации пред- ставлены тексты осетинских исторических преданий о Красавице Згида с чудес- ной бусиной. Третий текст, предание «Шахы æфсад Уæлладжыры комы» («Войско шаха в Алагирском ущелье») имеет «документальный» характер с обозначением способов ведения боя войсками шаха и обороняющимися жителями с. Цамад Ала- гирского ущелья Северной Осетии. Все три текста подтверждают информацию о пребывании войск шаха в Осетии, по большинству мнений исследователей – шаха Аббаса I (Великого) (XVII в.). К сожалению, не все топонимические названия идентифицированы, что ставит новую задачу перед исследователями осетин- ской культуры в целом. Также мы акцентируем свое внимание на том, что осе- тинские исторические предания отличаются высокой степенью «документаль- ности».
Ключевые слова: осетинский фольклор, историческое предание, Алагирское ущелье, «документальность».
Загрузить полный текст
Образец цитирования:: Сокаева Д.В., Моради М., Шафаги М. Иранский контекст в осетинских исторических преданиях (Красавица Згида) // Известия СОИГСИ. 2024. Вып. 51 (90). С.149-165. DOI 10.46698/VNC.2024.90.51.005 ← Содержание выпуска |
© 2025 Известия СОИГСИ | |||