Контакты
Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ, |
DOI: 10.46698/VNC.2024.91.52.006 ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В ЖАНРОВОЙ СТРУКТУРЕ ОСЕТИНСКОЙ ПОВЕСТИ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Р. Я. Фидарова
Известия СОИГСИ. 2024. Выпуск 52 (91). С.137-150.
Аннотация:
Художественный конфликт – один из важнейших элементов произведения. Он играет доминирующую роль в формировании его жанровой структуры. Как правило, конфликт обусловлен той или иной художественной идеей. В данной статье в качестве конфликтообразующей художественной идеи рассматрива- ется специфическое эстетическое отражение философии национального бытия и порожденного им сознания (общественного и индивидуального). При этом, художественно-эстетическое осмысление философии бытия в современном ли- тературном процессе – логическое продолжение многовековых традиций фило- софствования осетин и их предков; традиций, сформировавшихся еще в эпоху первобытности в мифологии, в эпосе нартов, в феодальную эпоху – в народной мудрости (как в предфилософии осетин) и в фольклоре, в буржуазную эпоху – в философии просветителей, в советское время – в марксистско-ленинской филосо- фии с ее диалектическим и историческим материализмом. И всегда в центре фи- лософского сознания осетин и их предков оставался вопрос о том, что такое их этническое и национальное бытие и что представляет собой обусловленное ими сознание. При этом с каждой последующей эпохой, – с обогащением жизненного и интеллектуального опыта субъекта философской культуры, – осетин и их пред- ков, – приходило острое понимание многогранности и труднопостижимости бытия этноса-народа-нации, которое изначально как воспринималось всеохва- тывающая реальность, как сущее вообще. Это и все предметы, вещи, явления, события, процессы (социально-исторические, духовно-нравственные, психологи- ческие и т.д.) и их свойства, связи и отношения, взятые в своей совокупности. Целью исследования в статье является, во-первых, раскрытие методологически важного принципа освоения осетинской повестью столь значительной художе- ственной идеи, как философия национального бытия; конфликтообразующей идеи в жанровой структуре повести. Во-вторых, логическое обоснование факта, свидетельствующего о том, что, независимо от типа конфликта, важнейшей жанровой установкой повести является глубокое художественное исследование философии национального бытия и обусловленного им сознания.
Ключевые слова: осетинская советская послевоенная повесть, художественный конфликт, типология конфликта, эпический тип конфликта, лирический тип конфликта, драматический тип конфликта, художественная идея, философия национального бытия.
Загрузить полный текст
Образец цитирования:: Фидарова Р.Я. Типы конфликтов в жанровой структуре осетинской повести 60-80-х годов ХХ века // Известия СОИГСИ. 2024. Вып. 52 (91). С. 137-150. DOI 10.46698/VNC.2024.91.52.006 ← Содержание выпуска |
© 2024 Известия СОИГСИ | |||