|
DOI: 10.46698/VNC.2024.92.53.013
ИСЛАМ И МОДЕРНОСТЬ: ВСЕМИРНЫЕ, РОССИЙСКИЕ И СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX В.)
С.А. Айларова
Известия СОИГСИ. 2024. Выпуск 53 (92). С.26-42.
Аннотация: Проблема статьи лежит в русле изучения взаимодействия между культурой
европейского Модерна и конфессиональными традициями горских народов и их
осмысления в северокавказской общественной мысли. Автор сосредоточил свое
внимание на российских и северокавказских проявлениях такого мирового исто-
рико-культурного движения, как исламский модернизм XIX-XX вв. В простран-
стве этого дискурса мусульманская интеллигенция Северного Кавказа начала XX
в. смогла вступить в равноправный диалог с интеллектуальным сообществом
Европы и России и сформулировать свое видение будущего народов региона. Осо-
бенно ярко модернистские тенденции проявились в образовании (джадидизм) и
печати. Журнал «Мусульманин» (издатель адыгский просветитель М.-Б. Хад-
жетлаше), газеты «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета» (издатель даге-
станский просветитель С. Габиев) вели активную популяризацию джадидист-
ской просветительской программы, распространение модернистских идей, вос-
питание в недрах мусульманского социума России новых адептов обновления и
реформации ислама. В книге С. Габиева «Арабы, Ислам и арабо-мусульманская
культура» автор знакомит российского читателя с мусульманской историей и
культурой, развенчивает негативные стереотипы об исламе, укоренившиеся в
общественном сознании. А. Цаликов, осетинский писатель, публицист, полити-
ческий деятель, один из руководителей движения российских мусульман, и свои-
ми интеллектуальными штудиями, и деятельностью политика искал симбиоз
культуры Запада и Востока, осмысливая возрождение мусульманских народов че-
рез вершинное проявление политической мысли Европы – марксизм. Стремление
северокавказской интеллигенции выстроить диалог между исламом и современ-
ностью есть часть интеллектуальной истории мусульманских народов в XX в.
Ключевые слова: исламский модернизм, джадидизм, религиозная реформация, мусульманская печать, М.-Б. Хаджетлаше, С. Габиев, А. Цаликов.
Загрузить полный текст Образец цитирования:: Айларова С.А. Ислам и модерность: всемирные, российские и северокавказские проявления (конец XIX – начало XX века) // Известия
СОИГСИ. 2024. Вып. 53 (92). С.26-42. DOI 10.46698/VNC.2024.92.53.013
+ Список литературы1. Айларова С.А. О труде Алексия Гатуева «Христианство в Осетии» // Изве-
стия СОИГСИ. 2022. Вып. 44 (83). С. 34-54.
2. Айларова С.А. Образы модернизации: о творчестве Сослана (Вано) Темирха-
нова // Известия СОИГСИ. 2022. Вып. 46 (85). С. 61-71.
3. Черевков О.С. Исламский модернизм в России: зарождение, особенности и
возможные перспективы дальнейшего развития // Россия и мусульманский мир.
2021. № 2. С. 5-17.
4. Мартыненко А.В. Основные тенденции развития интеллектуальной культу-
ры ислама в Новое и Новейшее время // Genesis: исторические исследования. 2012.
№ 1. С. 168-211.
5. Озджан А. Проект исламского модернизма в философско-религиозном
учении Дж. Афгани // Труды БГТУ. Сер. 6. История, философия. 2023. № 2 (275).
С. 98-102.
6. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного
Востока (XIX–XX вв.). М.: Наука, 1974. 190 с.
7. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период
(XIX – XX вв.). М.: Наука, 1993. 245 с.
8. Байрамов Э.З. Великий просветитель российских мусульман Исмаил Гас-
принский. М.: Экслибрис-Пресс, 2001. 135 с.
9. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения // Ис-
лам в Российской империи. Законодательные акты, описания, статистика / Под
ред. Д.Ю. Арапова. М.: Академкнига, 2001. С. 335-343.
10. Ислам в Евразии. Современные этические и эстетические концепции сун-
нитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искус-
стве мусульманских народов России / Под ред. М.В. Иордана. М.: Прогресс-Тради-
ция, 2001. 516 с.
11. Гафаров А.А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модерни-
зации (XIX – начало XX вв.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. 564 с.
12. Набиев Р.А., Гафаров А.А. Проблемы религиозной толерантности в трудах
мусульманских модернистов во второй половине XIX – начале XX в. // Ученые
записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. Кн. 3. С. 120-
130.
13. Ренан Э. Ислам и наука: Речь, произнесенная Эрнестом Ренаном в собрании
«Научной французской ассоциации» (основанной в 1861 г. Леверье), бывшем 29
марта в большом Сорбонском амфитеатре. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1883.
25 с.
14. Гафаров А.А., Набиев Р.А. Модернистский дискурс в трудах А.Баязитова
(80–90-е годы XIX века) // Ученые записки Казанского университета. Гуманитар-
ные науки. 2014. Т. 156. Кн. 3. С. 85-93.
15. Баязитов А. Возражение на речь Эрнеста Ренана «Ислам и наука». СПб.:
Тип. А.С. Суворина, 1883. 38 с.
16. Баязитов А. Ислам и прогресс. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1898. 95 с.
17. Зайцева Н.С. Прогрессивные взгляды исламского просвещения на Севе-
ро-Западном Кавказе в начале XX века // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 925-
927.
18. Хашхожева Р.Х. Из истории адыгской публицистики (вторая половина XIX
– начало XX века // Адыгская публицистика конца XIX – начала XX века (Избран-
ное) / Сост. Р.Х. Хашхожева. Нальчик: Эль-Фа, 2005. C. 3-30.
19. Хаджетлаше М.-Б. Мысли о будущем // Адыгская публицистика конца
XIX – начала XX века (Избранное) / Сост. Р.Х. Хашхожева. Нальчик: Эль-Фа, 2005.
С. 277-279.
20. Хаджетлаше М.-Б. О нашем духовенстве // Адыгская публицистика конца
XIX – начала XX века (Избранное) / Сост. Р.Х. Хашхожева. Нальчик: Эль-Фа, 2005.
С. 274-275.
21. Хаджетлаше М.-Б. По поводу статьи Луи Бертрана об исламе в «Revie des
deux mondes» // Адыгская публицистика конца XIX – начала XX века (Избранное)
/ Сост. Р.Х. Хашхожева. Нальчик: Эль-Фа, 2005. С. 287-291.
22. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX
в. М.: Наука, 1987. 326 с.
23. Габиев С.И. Арабы, Ислам и арабо-мусульманская культура: краткий исто-
рический очерк. Петроград: Авт. изд., 1915. 115 с.
24. Ахмед Цаликов. Избранное / Сост. В.Д. Таказов и Т.Т. Техов. Владикавказ:
Ир, 2002. 544 с.
25. Цаликов А. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культур-
но-хозяйственного быта. М: Издание М. Мухтарова, 1913. 185 с.
26. Салагаева З.М. Ахмед Цаликов // Ахмед Цаликов. Избранное / Сост. В.Д. Та-
казов и Т.Т. Техов. Владикавказ: Ир, 2002. C. 417-502.
27. Цаликов Ахмед. Мусульмане России и федерация: Речи, произнес. на Все-
рос. мусульманском съезде в Москве 1-11 мая 1917 г. Петроград: Заря Востока,
1917. 32 с.
28. Исхаков С.М. Меньшевик А. Цаликов об отношении российских мусульман
к Первой мировой войне. 1917 г. // XX век и Россия: общество, реформы, револю-
ции. 2014. Вып. 2. С. 184-200.
29. Съезды народов Терека.1918 г. Сборник документов и материалов в 2-х т.
Орджоникидзе: Ир, 1978. Т. 2. 279 с.
← Содержание выпуска
|