ISSN 2223-165X

Известия СОИГСИ

 

Контакты

Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ,
пр. Мира, 10
E-mail: izvestia-soigsi@mail.ru 


Старая версия сайта



 

Яндекс.Метрика

DOI: 10.46698/s7465-1269-1483-g

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ОДНОГО МИФОПОЭТИЧЕСКОГО МОТИВА (СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАБАРДИНСКОЙ И КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ВЕРСИЙ)

З. Ж. Кудаева
Известия СОИГСИ. 2020. Выпуск 36 (75).
Аннотация:
Исследование мифопоэтических представлений, лежащих в основе фольклорных моти‑
вов и образов, сравнительно-типологическое изучение семантики основных знаков и сим‑
волов, принадлежащих к различным этническим традициям, наблюдение над процессом
трансформации образов мифологических божественных персонажей являются одними
из наиболее актуальных направлений исследований в отечественной науки о фольклоре.
Выявление типологически сходных явлений в традиционной этнической культуре ады‑
гов, карачаевцев и балкарцев, исследование образов божества плодородия и покровителя
овец, анализ «зооморфного кода»,присущего данным этническим культурным традициям,
сопоставительное изучение эволюционных изменений мотивов и образов в адыгском и ка‑
рачаево-балкарском фольклоре — все эти вопросы не становились предметом отдельного
исследования в отечественной науке о фольклоре. В соответствии с этим основная цель
и задача данной работы — сравнительное изучение различных этнических версий сюжета
легенды об озерах (кабардинской легенды об озере Шатхурей и карачаево-балкарских легенд
об озерах Хурла-кель, Чирик-кель, Тюпсюз-кель), выявление мифопоэтических воззрений,
лежащих в основе схожих мотивов и образов, и изменений, происходящих в процессе эво‑
люционного развития основного сюжетообразующего мотива и образа. В статье также
прослеживается процесс формирования различных жанровых воплощений исследуемого
архаического сюжета. Комплексный, системный подход к изучаемым явлениям обусловил
необходимость использования сравнительно-исторического и структурно-семиотическо‑
го методов исследования. Выявлено, что в исследуемых этнических вариантах и версиях
сюжета легенд воплощены представления, связанные с образами божеств (Амыша и Айму‑
ша), покровителей овец и мелкого рогатого скота; выяснена знаковая семантика образов
«белых баранов» (кабардинская версия) и «златорогого барана» (карачаево-балкарская вер‑
сии) в различных его модификациях. Баран в исследуемых этнических традициях предста‑
ют символами жизни и плодородия, выступает в функции медиаторов между различными
пространственными уровневыми структурами мифопоэтической модели мира.
Ключевые слова: топонимические предания, легенды, миф, мотив, сюжет, космос, медиатор, плодородие
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2020 Известия СОИГСИ