ISSN 2223-165X

Известия СОИГСИ

 

Контакты

Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ,
пр. Мира, 10
E-mail: izvestia-soigsi@mail.ru 


Старая версия сайта



 

Яндекс.Метрика

DOI: 10.23671/VNC.2019.73.43114

ОБРАЗ ПЕРСИДСКОГО СИМУРГА В ОСЕТИНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Д. В. Сокаева , М. Шафаги
Известия СОИГСИ. 2019. Выпуск 34 (73).
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению влияния образа Симурга, известного по таким древ‑
ним и средневековым персидским источникам, как «Авеста» и «Шах-наме», на осетинский
фольклор. Образ большой орлообразной птицы мог появиться в персидском и осетинском
фольклоре из общей иранской основы и в дальнейшем приобрести различные характери‑
стики. В персидском фольклоре и литературе рассматриваемый образ распался на два:
священная орлоподобная птица и священная курица. В осетинском фольклоре встречают‑
ся образы орлицы, чье гнездо находится на вершине огромного дерева седьмого подземелья, и
сакральной курицы (серебряной, курицы Солнца), прилетающей к молочному озеру. Анализ
осетинских волшебных сказок показал наличие образа сакральной курицы, который корре‑
лирует с популярным образом осетинской сказочной и несказочной прозы – девушки-пти‑
цы. Орлоподобный Симург и Симург-курица персидского фольклора, сакральная курица и
девушка-птица осетинского фольклора являются медиаторами трех сфер мифологиче‑
ского пространства по вертикали, как и сакральный образ мифолого-религиозных пред‑
ставлений осетин, покровитель мужчин и путников, Уастырджи. Предложены различные
возможные версии замены девушки-птицы молочного озера сакральной курицей молочного
озера; рассмотрена ритуальная основа образа курицы и ее фигурирование в осетинской
обрядности. Отмечены различные позиции исследователей в отношении момента появ‑
ления образа Симурга в славянском языческом пантеоне, в частности версия перенесения
указанного образа сармато-аланами из Ирана в Древнюю Русь, хотя есть предположение,
что образ собако-птицы существовал в кобанской культуре Кавказа. Обозначена дискус‑
сия по поводу происхождения мотива орла: евразийский миф или собственно ведийско-а‑
вестийский; при сравнении данных осетинской, персидской и финно-угорской мифологии
выяснено, что осетинский фольклор развивает, как и ведийская мифология, вариант орел-
змей, а не орел-жаба. Посредством анализа персидской волшебной сказки выяснено, что
образ Симурга фигурирует в ней в раздвоенном состоянии: Симург, подобный орлице из
волшебной сказки осетинского народа, доносящий героя до нужного места; Премудрый Си‑
мург, отвечающий на вопросы героя.
Ключевые слова: общеиранская мифология, иранская мифология, «Авеста», «Шах-наме», осетинская волшебная сказка, персидская волшебная сказка, Симург, медиатор, славянский языческий пантеон.
Язык статьи: Русский Загрузить полный текст  
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2020 Известия СОИГСИ