ISSN 2223-165X

Известия СОИГСИ

 

Контакты

Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ,
пр. Мира, 10
E-mail: izvestia-soigsi@mail.ru 


Старая версия сайта



 

Яндекс.Метрика

DOI: 10.46698/VNC.2021.81.42.008

ОСЕТИНСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО: САМОСОЗНАНИЕ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX в.)

С. А. Айларова
Известия СОИГСИ. 2021. Выпуск 42 (81).
Аннотация:
Статья посвящена одному из аспектов истории образования в Осетии конца
XIX – начала XX в. – самосознанию социопрофессиональной группы – осетинского учи-
тельства. Формирование профессиональных групп было выражением модернизации
социальной структуры пореформенного осетинского общества. Ввиду особенностей
истории образования в Осетии главным представителем этой группы являлись учи-
теля церковно-приходских школ – основного типа начальной школы в крае. Осознание
профессиональных интересов, общественного статуса и материального положения
народного учителя было проявлением оформления этого социального сообщества. В
центре внимания педагогической публицистики – учительская повседневность, разме-
ры жалования, проблема пенсий, жилье, питание, взаимоотношения учителя с школь-
ной и сельской администрацией, представителями сельского общества, статус и
перспективы педагогического труда. Обсуждение многих проблем носило полемический
характер; участники дискуссии высказывали противоположные суждения о матери-
альной обеспеченности народного учителя, качестве жилья, возможности подсобного
хозяйства, будущего образования детей учителя. Освещалась запутанность ситуа-
ции с учительскими пенсиями, которые в реальности не выплачивались. В актуальной
публицистике освещены не все проблемы учительской повседневности, а только со-
циально значимые, волновавшие демократическую интеллигенцию. Изучение субкуль-
туры и самосознания осетинского учительства актуально в русле методологических
поисков отечественной «новой социальной истории», а также «историко-антропо-
логического» подхода, дающих возможность реконструкции поведенческих стратегий
этой группы интеллигенции. «Интеллектуальная история» Осетии дореволюционно-
го периода формировалась во многом представителями этой образовательной общно-
сти, развивавшей общественную мысль на протяжении десятилетий. Публицисти-
ческая подборка, составившая основу статьи, информативна и свидетельствует о
перспективности изучения такой социопрофессиональной и культурной группы, как
осетинское учительство.
Ключевые слова: осетинская интеллигенция, социопрофессиональная группа, учительство, повседневность, социальный статус, материальное положение
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2022 Известия СОИГСИ