ISSN 2223-165X

Известия СОИГСИ

 

Контакты

Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ,
пр. Мира, 10
E-mail: izvestia-soigsi@mail.ru 


Старая версия сайта



 

Яндекс.Метрика

DOI: 10.46698/VNC.2022.84.45.002

ЛОГИКА ИСТОРИИ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОСЕТИНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА И ХАРАКТЕР ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Р. Я. Фидарова
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 45 (84).
Аннотация:
Осетинские просветители (они же и первые осетинские писатели) стремились осмыс-
лить глубинные причинно-следственные взаимосвязи всемирно-исторического процесса и
его исторической конкретности, т.е. истории отдельных народов и стран. В смене обще-
ственно-экономических формаций они видели логику всемирной истории, суть которой,
по их убеждению, в общей направленности всемирно-исторического процесса к прогрессу.
Логика же эта отражает единство, целостность всемирно-исторического процесса. А
само данное единство просветители видели в тождественности судеб различных народов
и схожести порядков и норм их социально-исторического бытия. При этом понимали, ка-
кую огромную роль во всемирной истории играет история отдельных народов, живущих
в конкретном историческом времени и реальном социальном пространстве. Осознавали,
что каждый народ имеет свой путь духовной зрелости, свою судьбу. Словом, исходили из
того, что всемирно-исторический процесс с точки зрения исторической конкретности
представляет собой пеструю картину бесконечного разнообразия, уникальности кон-
кретных исторических событий, определяющих судьбу каждого народа, класса, личности;
что ценность вклада каждого во всемирный исторический процесс обусловлена его уни-
кальностью, своеобразием, неповторимостью. Эта их концепция определяла их взгляды
на исторические судьбы своего народа и его культуру, искусство и литературу. Так, исхо-
дя из логики взаимосвязи всемирной истории и исторического процесса, определившей их
социально-философскую систему взглядов, осетинские просветители сформировали свою
концепцию национального искусства, которая во многом и обусловила рождение критиче-
ского реализма в зарождающейся осетинской литературе, определив тем самым ее боевой,
наступательно-аналитический характер, социально-историческую углубленность в про-
блемы народного бытия и философский кругозор в целом. Суть концепции национального
искусства и литературы осетинских просветителей заключается, прежде всего, в том,
что она призвана была определить место искусства и литературы как специфического,
уникального явления в жизни современного общества, со сложным комплексом стоящих
перед ними первоочередных задач. А цель при этом такого искусства и литературы – нау-
чить общество размышлять о жизни, исследовать ее, стремиться к ее улучшению, к про-
грессу. Просветителями же были определены и функции национального искусства: воспи-
тательные, познавательно-преобразующиеся и в целом, конечно же, социальные функции.
Ключевые слова: история, народ, просветители, осетинская литература, искусство, культура
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2024 Известия СОИГСИ