|     | 
							
							 
DOI: 10.46698/VNC.2022.84.45.005 
ДВЕ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТА ХЕТАГУРОВА (МЕТАФИЗИКА ПЕРЕХОДА)
Т. К. Салбиев
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 45 (84).
 
Аннотация:Статья посвящена описанию религиозного аспекта творческого наследия Коста Хе-
 тагурова, позволяющему представить процесс модернизации осетинского общества на
 рубеже прошлого и позапрошлого веков с точки зрения метафизики, обнаруживающей себя
 в рамках взаимодействия христианства и местной исконной духовной традиции. Пред-
 ставляя себя человеком двух культур – европейской и горской – Коста Хетагуров считал
 необходимым выявить их общие духовно-нравственные основы, которые непротиворечи-
 вым образом были сведены воедино в его личности и судьбе. Ясное разграничение социо-
 культурных, культурно-исторических и историко-культурных особенностей, присущих
 каждой из них, позволяет установить три главных параметра их взаимодействия: со-
 циокультурный, историко-культурный и культурно-исторический. Далее, на примере
 осетинской очажной цепи, описанной Коста Хетагуровым и надетой на шею его сводной
 сестрой Ольгой Кайтмазовой-Хетагуровой во время его похорон, удается показать, как
 осетинская традиция приводит к общему знаменателю историко-богословский и ми-
 фо-ритуальный аспекты этого взаимодействия. Главным религиозно-мифологическим
 персонажем, единственно способным обеспечить этот переход, предстает осетинский
 покровитель мужчин, воинов и путников Уастырджи, представляющий собой адаптиро-
 ванного традицией христианского святого великомученика Георгия. Образ пастыря на-
 рода оказывается органично вписан в представления о добре и зле, учет которого стано-
 вится дополнительным фактором, определяющим не только конечную цель перехода, но и
 его содержание. В результате, изучение общественного сознания на том переходном этапе
 обретает изначально присущее ему аксиологическое измерение.
 
Ключевые слова: модернизация, социум, осетины, историко-богословский, мифо-ритуальный, Коста Хетагуров, метафизика, аксиология 
+ Список литературы← Содержание выпуска1. Айларова С.А. Проблема «Интеллигенция и народ» в творчестве Коста Хетагу-рова // Коста и мировой историко-культурный процесс: Сборник материалов Между-
 народной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова.
 Владикавказ. 2014. С. 21-46.
 2. Гутиева Э.Ш. Коста Хетагуров и общественно-культурная среда осетин // Ко-
 ста и мировой историко-культурный процесс: Сборник материалов Международной
 конференции, посвященной 155-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова. Владикав-
 каз, 2014. С. 73-80.
 3. Габараев С.Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова. М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры,
 1959. 244 с.
 4. Балаев И.Т. Души и сердца свет. Владикавказ: Ир, 1992. 136 с.
 5. История Северной Осетии: XX век. М.: Наука, 2003. 632 с.
 6. Туганов М.С. Живопись Коста Хетагурова // Весь мир – мой храм… Орджони-
 кидзе: Ир, 1989. С. 262-276.
 7. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу:
 Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2001. Фæн-
 дзæм том. 719 ф. (на осет. яз.)
 8. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу:
 Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Æр-
 тыккаг том. 610 ф. (на осет. яз.)
 9. Коцойты А. Уацмыстæ. Дзæуджыхъæу: Ир, 1991. 544 ф. (на осет. яз.)
 10. Гостиева Л.К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве вто-
 рой половины XIX – начала XX. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А,
 2014. 557 с.
 11. Мамиев Э.М. Пасхальный цикл в осетинском традиционном календаре //
 Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
 искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2(74)-3. С. 97-101.
 12. Туаллагов А.А. Об адресате стихотворения К.Л. Хетагурова «Салам» // Изве-
 стия СОИГСИ. 2009. Вып. 3 (42). С. 213-230.
 13. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука.
 1979. Т. III. S-T’. 360 с.
 14. Кочиев К.К. Образ Преподобного Саввы Освященного в народных верованиях
 осетин // Аланское православие: история и культура: Сборник материалов VI Свя-
 то-Георгиевских чтений «Православие. Этнос. Культура» (Владикавказ, 23-24 ноября
 2017 г.). Владикавказ, 2017. С. 36-51.
 15. Дзиццойты Ю.А. Из сакральной лексики осетинского языка // NARTAMONGÆ.
 2019. Vol. XIV. № 1-2. С. 221-236.
 16. Кочиев К.К. Опыт осетиноведческого комментария к рассказу Геродота об
 Эскампее и котле Арианта // NARTAMONGÆ. 2009. Vol. VI, № 1-2. С. 319-345.
 17. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу:
 Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Цып-
 пæрæм том. 506 ф. (на осет. яз.)
 18. Хетæгкаты Къ. Уацмысты æххæст æмбырдгонд фондз томæй. Дзæуджыхъæу:
 Гасситы Викторы номыл республикон рауагъдадон-полграфион куыстуат, 2000. Цып-
 пæрæм том. 486 ф. (на осет. яз.)
 19. Памятники народного творчества осетин (Осетинские народные загадки) /
 Сост. Дз.Г. Тменова. Владикавказ: Ир, 2000. 208 с.
 20. Газданова В.С. Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осе-
 тин. Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2007. 438 с.
 21. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука,
 1989. Т. IV. U-Z. 326 с.
 22. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука,
 1973. Т. II. L-R. 448 с.
 |