|
DOI: 10.46698/VNC.2022.84.45.007
О ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ЭПИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЫ В НАРТИАДЕ
Е. Б. Бесолова
Известия СОИГСИ. 2022. Выпуск 45 (84).
Аннотация: Героико-эпический памятник о нартах, веками хранившийся в народной памяти из-за
поздней фиксации эпической традиции, оказался, к сожалению, недостаточно представ-
ленным. Но даже то, чем располагаем в настоящее время, свидетельствует о том, как
сильны и глубоки традиции эпического творчества у осетин. Их называют формулами,
типическими местами‚ общими местами (loci communes), устойчивыми словосочетани-
ями, традиционными клише, постоянными эпитетами; считают, что формульность
– одна из типологических универсалий фольклора и основа устно-поэтической техники
текста. Одни ученые полагали, что текст народной лирики должен сплошь состоять из
формул, другие – что эпический текст не может быть построен из одних формул, по мне-
нию третьих‚ каждый поэтический троп – это устойчивый фразеологический оборот. В
статье речь идет об эпической формуле, значение которой определяется различно и спор-
но как в фольклорном произведении, так и в традиции в целом. Обусловливается явление
неоднозначностью ее дефиниции, национальным своеобразием жизненного уклада и этно-
культурными взаимосвязями, а также ролью в эстетических и религиозных представле-
ниях. Добавим – различным осмыслением национального и типологического в северокав-
казском фольклоре; архаикой в традиционной культуре, географической уникальностью
и другими предпосылками. В публикации предпринимается попытка обосновать также
отличия фольклорной формулы от языкового фразеологизма и литературной топики;
обращается внимание на установление фольклорного тождества формы и смысла; аргу-
ментируется отличие фольклорных формул, свободных словосочетаний от несвободной
сочетаемости слов и словесных значений; описываются традиции и факторы, содейство-
вавшие сохранению эпичности и др.
Ключевые слова: осетинский язык, нартовские сказания, эпическая формула, формула-фразеологизм
+ Список литературы1. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитар-
ных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность: Антология / Под ред.
В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. C. 227–249.
3. Туганов М. Новое в нартовском эпосе // Известия ЮОНИИ. 1946. Т. IV. С. 133-
148.
4. Поэтика традиций: Сб. науч. статей / Под ред. Я.В. Василькова и М.Л. Кисилие-
ра. Пред. Ю.А. Клейнера. СПб.: Европейский дом, 2010. 394 с.
5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Художественная литература, 1940.
650 с.
6. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой религии // Поэтика
русского фольклора. Русский фольклор. Л.: Наука, 1981. Т. XXI. C. 13–37.
7. Гильфердинг А.Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды // Онежские бы-
лины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. М.-Л.,
1949. Т. I. 372 с.
8. Кодухов В.И. Общее языкознание. М.: Высшая школа, 1974. 303 с.
9. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу, 2007. Ч. 4. (на осет. яз.).
10. Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.: Советский
композитор, 1977. 176 с.
11. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. М.: Наука, 1979. 496 с.
12. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М.: Флинта: Наука, 2007. 520 с.
13. Абаев В.И. Религия, фольклор, литература // Избранные труды. В 2-х т. Влади-
кавказ: Ир, 1990. Т. 1. 638 с.
14. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова,
П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 750 с.
15. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР,
1941. 558 с.
16. Петенева З.М. Формульность как определяющая черта стилистики фольклор-
ного текста // Вопросы стилистики. Саратов: Изд-во Саратовского университета,
1988. Вып. 22. С. 126‒134.
17. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968. 368 с.
18. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу, 2003. Ч. 1. (на осет. яз.).
19. Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, 1990. Кн. 1-2.
20. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу, 2010. Ч. 5. (на осет. яз.).
21. Мысыккаты Б. Индоевропейская поэтическая формула «немеркнущая слава»
в осетинской Нартиаде // Nartamongæ. 2020. Vol. XV. № 1–2. С. 131‒177.
22. Гуриев Т.А. К методике изучения ономастики эпоса // Проблемы осетинского
языкознания. Орджоникидзе, 1984. Вып. 1. С. 155‒159.
23. Бязырты А. Нарты эпосы поэтикæ. Цхинвал: Ирыстон, 1986. (на осет. яз.).
24. Исаев М.И. Очерки по фразеологии осетинского языка. Орджоникидзе: Сев.-
Осет. кн. изд-во, 1964. 105 с.
25. Кусаева З.К. Арфæтæ (благопожелания) в системе эпического повествования
осетинской «Нартиады» // Нартоведение в ХХI веке: современные парадигмы и ин-
терпретации. 2013. № 2. С. 52–65.
26. Моргоева Л.Б. Паремии и речевые формулы осетинского языка: семантиче-
ский, прагматический и этнолингвистический аспекты. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ
ВНЦ РАН и РСО-А, 2015. 162 с.
27. Миллер Вс. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992. 707 с.
28. Нарты кадджытæ: Ирон адæмы эпос. Дзæуджыхъæу, 2011. Ч. 6. (на осет. яз.).
29. Филин Ф.П. Проблемы исторической лексикологии русского языка. (Древний
период) // Вопросы языкознания. 1981. № 5. С. 3‒17.
← Содержание выпуска
|