|
DOI: 10.46698/VNC.2024.93.54.003
ОСЕТИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ НОГ БОН И НАФЫ ДЗУАР В РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛАХ Е.Г. ПЧЕЛИНОЙ
А.В. Дарчиев
Известия СОИГСИ. 2024. Выпуск 54 (93). С.38-48.
Аннотация: В статье рассматриваются рукописные материалы этнографа и кавказоведа
Е.Г. Пчелиной об осетинских народных праздниках новогоднего цикла Ног бон и Нафы
дзуар. Они занимали важное место в традиционной культуре осетин, однако в их изуче-
нии до сих пор остается немало нерешенных вопросов. Целью данной работы является
выяснение того нового, что вносят материалы Пчелиной в наши знания об этих празд-
никах. Наблюдение Пчелиной относительно принадлежности праздника Ног бон верхов-
ному божеству осетинского религиозного пантеона Хуыцау может быть подкреплено
древнеиранской аналогией: месяц зимнего солнцестояния у зороастрийцев был посвящен
верховному божеству Ахурамазде. В то же время отмечено ошибочное отнесение Пче-
линой новогоднего праздника Ног бон ко времени весеннего равноденствия. Оригинально-
стью отличаются выводы Пчелиной относительно характера Нафы дзуара, который
она не связывает с культом плодородия, как это делают практически все исследователи,
а трактует его как божество, дарующее удачу в набеге фамильной военной дружине. Од-
нако исследовательница допускает ошибку, приписывая этому празднику необычайную
продолжительность (в течение месяца) и относя его проведение к весеннему периоду. Не-
которые выводы можно сделать об источниках, которыми пользовалась Пчелина. Одним
из них, несомненно, были этнографические записи Е.Е. Бараковой на осетинском языке.
К сожалению, попытка их самостоятельного перевода привела Пчелину к ряду неточно-
стей. Тем не менее материалы Пчелиной содержат важные этнографические сведения об
осетинских праздниках новогоднего цикла Ног бон и Нафы дзуар и, несомненно, способ-
ствуют их более полному изучению.
Ключевые слова: обрядовое пиршество, новогодние праздники, зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, Навруз, Тутыр, Е.Е. Баракова.
Загрузить полный текст ![](/images/pdf.jpg) Образец цитирования:: Дарчиев А.В. Осетинские народные праздники Ног бон и Нафы
дзуар в рукописных материалах Е.Г. Пчелиной // Известия СОИГСИ. 2024. Вып. 54(93).
С.38-48. DOI 10.46698/VNC.2024.93.54.003
+ Список литературы1. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН).
Ф. 1017. Оп. 1. Д. 772.
2. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М.: Тип. А. Иванова (б. Миллера), 1882. Ч. 2. 301 с.
3. Уарзиати В.С. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995. 232 с.
4. Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. М.: РОССПЭН, 2008. 711 с.
5. Лушникова А.В. Модель универсума древних календарей (лингвистическая реконструк-
ция). М.: Советский писатель, 2004. 259 с.
6. Негмати А.Э. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их пред-
ков. Душанбе: Дониш, 1989. 126 с.
7. Бертельс Е.Э. Праздник Джашн-и Саде в персидско-таджикской поэзии // Избранные
труды. История литературы и культуры Ирана. М.: Наука, 1988. С. 302-313.
8. СПбФ АРАН. Ф. 1017. Оп. 1. 768.
9. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследо-
ваний. Ф. 4. Оп. 1. Д. 64.
10. Миллер В.Ф. Осетинско-русско-немецкий словарь. Л.: АН СССР, 1929. Т. 2. С. 619-1176.
11. Cvetko Orešnik V. Vzhodnoindoevropski jeziki in Brižinski spomeniki. Dvoje stebrov v
raziskavah starih jezikov. Ljubljana: Založba ZRC, 2021. 288 p.
12. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. М.: Наука, 1965.
169 с.
13. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М.: Тип. бывш. Ф.Б. Миллера, 1881. Ч. 1. 166 с.
14. Пчелина Е.Г. Урсдонское ущелье в Северной Осетии. (По поводу находки Сасанидского
кубка) // Ossetica. Избранные труды по истории, этнографии и археологии осетинского наро-
да. Владикавказ, 2013. С. 226-244.
15. Габараев Н.Я. Толковый словарь осетинского языка. М.: Наука, 2010 Т. 2. 486 с.
16. Алексий Гатуев, протоиерей. Христианство в Осетии. Исторический очерк / Сост., ред.
А.А. Горобец. Владикавказ: Олимп, 2007. 176 с.
17. Миллер В.Ф. Осетинско-русско-немецкий словарь. Л.: АН СССР, 1934. Т. 3. С. 1177-
1729.
18. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весен-
не-летний цикл. М.: Индрик, 2002. 816 с.
19. Дзасохов М.С. Турий альчик. Роман из повестей. Рассказы. Владикавказ: Ир, 2001. 512
с. (на осет. яз).
20. Гутиев К.Ц. Осетинские пословицы и поговорки. Орджоникидзе: Ир, 1976. 352 с. (на
осет. яз.).
21. Биджелов Б.X. Социальная сущность религиозных верований осетин. Владикавказ: Ир,
1992. 181 с.
22. Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии. Владикавказ: Ир, 2002. 432 с.
23. Калоев Б.А. Данные этнографии и фольклора о происхождении осетин // Происхожде-
ние осетинского народа: Мат. науч. сессии, посвящ. проблеме этногенеза осетин. Орджоники-
дзе: Сев.-Ос. кн. изд-во, 1967. С. 98-124.
24. Калоев Б.А. Осетины. (Историко-этнографическое исследование). 2-е изд., испр., доп.
М.: Наука, 1971. 357 с.
25. Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали: Ирыстон, 1976.
281 с.
26. Гаглойты З.Д. Осетинские фамилии. Цхинвал: Республика, 2017. 372 с. (на осет. яз.).
27. Джабиев З.П. Чеселтгом. Цхинвал: Дом печати РЮО, 2016. 368 с. (на осет. яз.).
28. Гутнов Ф.X. Осетинские фамилии. 2-е изд., доп. Владикавказ: Респект, 2014. 596 с.
29. Гаглоева З.Д. Осетинские фамилии. Владикавказ: Ир, 2005. 359 с. (на осет. яз.).
30. СПбФ АРАН. Ф. 1017. Оп. 1. 583.
31. Дзиццойты Ю.А. Космо- и антропогонические мифы осетин (сказание о первом нарте)
// Вопросы осетинской филологии. Цхинвал: Республика, 2017. Т. 1. С. 182-198.
← Содержание выпуска
|