ISSN 2223-165X

Известия СОИГСИ

 

Контакты

Адрес: Россия, 362040, г.Владикавказ,
пр. Мира, 10
E-mail: izvestia-soigsi@mail.ru 


Старая версия сайта



 

Яндекс.Метрика

DOI: 10.46698/VNC.2024.93.54.013

СЕМАНТИКА ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКИХ ПЕСЕН)

Л.С. Гергокова
Известия СОИГСИ. 2024. Выпуск 54 (93). С.132-140.
Аннотация:
В настоящей статье проводится анализ цветолексем «къара» – «черный», «акъ» –
«белый» и «къызыл» – «красный» в карачаево-балкарских историко-героических песнях.
Частота употребления триады белый-черный-красный на примере произведений устного
народного творчества является подтвержденной закономерностью для всех народов. В
ходе исследования устанавливаются символические значения и лексические определения
указанных колоронимов в создании образности фольклорных поэтических текстов. От-
мечается, что у каждого народа своя выстроенная система символики цвета, которые со
временем утратили когнитивные смыслы и обрели художественное и духовно-нравствен-
ное значения. Особое место в историко-героических песнях уделяется наиболее доми-
нантным символам цветообозначения «къара» – «черный», причиной этого является то,
что произведения в основном имеют трагический сюжет. Обозначается, что колороним
«къара» – «черный» символизирует темный цвет, отсутствие солнечного света, смерть,
тьму и хаос, но данная цветолексема в изучаемых песнях имеет бинарное значение, объ-
единяет две семы: отрицательную и положительную. Цветолексема «акъ» – «белый» в
исследуемых поэтических текстах встречается реже. При описании данного колоронима
выясняется его функциональное своеобразие. Третья цветолексема «къызыл» – «красный»
считается средним звеном триады цвета. Она символизируется с нечестивыми намере-
ниями, злодейством, а также символом огня, тревоги, войны и жизни. Отмечается, что
лексема «къызыл» – «красный» в историко-героических песнях в основном имеет значение,
связанное с кровью. При изучении установили, что значения триады белый-черный-крас-
ный по цветовым восприятиям, а также для усиления смысла могут меняться и иметь в
структуре множество цветов и значений. Автор приходит к выводу, что цвета в фоль-
клорных текстах в основном связаны с суевериями. Основной функцией цветолексем яв-
ляется воспроизведение образов, символов в цветовой картине мира.
Ключевые слова: символика цвета, историко-героические песни, колоронимы, цвето-лексема, триада цвета, фольклор.
Загрузить полный текст  
Образец цитирования:: Гергокова Л.С. Семантика цветообозначений в карачаево-балкарском
фольклоре (на материале историко-героических песен) // Известия СОИГСИ. 2024. Вып. 54(93).
С.132-140. DOI 10.46698/VNC.2024.93.54.013
+ Список литературы


← Содержание выпуска
 
 
© 2024 Известия СОИГСИ