|
DOI: 10.46698/VNC.2023.89.50.013
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ ЗАПИСЕЙ О «МАРДЖИНСКОЙ БИТВЕ»
А.И. Айбазов
Известия СОИГСИ. 2023. Выпуск 50 (89).
Аннотация: У карачаевцев сохранились предания и легенды, связанные со вторжениями крым-
ских татар. Наше внимание привлек фольклорный рассказ, посвященный одному из эпи-
зодов этого противостояния. Он известен в трех различных вариантах. Центральным
для сюжета во всех случаях выступает термин «Марджа» и мотив о заступничестве
небесного покровителя. Термин знаком многим народам Северного Кавказа. Содержание
рассказа указывает на его возникновение до начала активной исламизации карачаевцев,
т.е. до середины – конца XVIII в. Анализ всех трех версий позволяет отнести их к жанру
преданий. Использование фольклорных и нефольклорных аргументов позволяет с высо-
кой степенью вероятности говорить о том, что битва могла быть в действительно-
сти. В то же время использование различных методов изучение фольклорных текстов
позволило установить, что в рассматриваемых записях имеются заимствования из
других преданий, отметить процессы, которые происходили с фольклорным текстом
при его заимствовании близкородственными карачаевцам балкарцами.
Ключевые слова: карачаевцы, балкарцы, ислам, Северный Кавказ, фольклор, предание, исторический источник.
Загрузить полный текст Образец цитирования:: Айбазов А.И. К вопросу о жанровой принадлежности и исторической достоверности записей о «Марджинской битве» // Известия СОИГСИ. 2023. Вып. 50 (89). С.16-31.
DOI 10.46698/VNC.2023.89.50.013
+ Список литературы1. Штофф Н.А., Беггров М.М. Из Петербурга в Карачай. Путевые заметки.
СПб.: Типолит. т-ва «Свет», 1912. 48 с.
2. Каракетов М.Д. Письмена мухаджиров возвращаются на родину: «Кодекс
Карчи» и родословие Джанибековых // Известия Карачаевского научно-исследо-
вательского института. 2010. Вып. VI. С. 19-40.
3. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (СПбФА РАН). Ф. 800. Оп. 6.
Д. 512.
4. Месхидзе Д.И. Марджа: Предварительные материалы // Лавровские (Сред-
неазиатско-Кавказские) чтения. 1994-1995. Кр. содерж. докладов. СПб., 1997.
С. 78-79.
5. Месхидзе Д.И. Лексема «марджа» / «маржа» в этнолингвистическом кон-
тексте // III საერთაშორისო სიმპოზიუმი იბერიულ-კავკასიური ენები:
სტრუქტურა, ისტორია, ფუნქციონირება: ეძღვნება აკადემიკოს ქეთევან
ლომთათიძის დაბადების 100 წლისთავს: მასალები / სარედაქციო კოლეგია:
ვ. შენგელია და სხვ. თბილისი, 2011. გვ. 314-316. [III Международный симпо-
зиум «Иберийско-Кавказские языки: структура, история, функционирование»,
посвященный 100-летию со дня рождения академика Кетеван Ломтатидзе: Мате-
риалы / Редколлегия: В. Шенгелия и др. Тбилиси, 2011. С. 3-14-316.] (на груз. яз.,
резюме на англ. яз.).
6. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: АН
СССР, 1973. Т. II. L-R. 449 с.
7. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков.
А-Н. М.: Наука, 1977. 290 с.
8. Карачаево-балкарско-русский словарь / Под ред. Э.Р. Тенишева, Х.И. Суюн-
чева. М.: Русский язык, 1989. 830 с.
9. Карачаевцы. Балкарцы / Отв. ред. М.Д. Каракетов, Х.-М.А. Сабанчиев. М.:
Наука, 2014. 815 с.
10. Каминская Е.А. Контексты исторической памяти и традиционный фоль-
клор // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.
2015. № 2(42). С. 90-97.
11. Тучкова Н.А. Селькупский фольклор в свете разных методологических
подходов к вопросам фольклорного историзма // Вестник Томского государ-
ственного университета. 2018. № 431. С. 128-131.
12. Белявский А.М. Фольклор как исторический источник: методологические
и методические аспекты // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дыс-
цыпліны [Источниковедение и специальные исторические дисциплины]. 2002.
Вып. 1. С. 35–43.
13. Соколова В.К. Фольклор как историко-этнографический источник // Со-
ветская этнография. 1960. № 4. С. 11-16.
14. Вдовин И.С. О соотношении фольклора с историко-этнографическими
данными // Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1970. С. 16-25.
15. Гулиева (Занукоева) Ф.Х. Карачаево-балкарская несказочная проза и ее
традиции в балкарской литературе. Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2015. 152 с.
16. Феоктистова И.К. Русские предания и легенды: проблема разграничения
жанров // Вестник Омского университета. 2000. № 1. С. 86-89.
17. Липатова А.П. «Это не побасенка, а правда»: к вопросу о достоверности
легенды // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020. Т. 3. № 3. С. 28-65.
18. Соколова В.К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. 288 с.
19. Липатова А.П. Вариативность легенды. М.: РГГУ, 2019. 215 с.
20. Померанцева Э.В. Устная несказочная проза. Рассказы о мифических су-
ществах и их жанровые особенности // Русская устная проза. М.: Просвещение,
1985. 381 с.
21. Алиева Ф.А. Об особенностях изменений структуры преданий в фолькло-
ре даргинцев // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 39(3). С. 64-71.
22. Къарачай-малкъар фольклор [Карачаево-балкарский фольклор]: Хресто-
матия / Сост. Т.М. Хаджиева. Нальчик: Эль-Фа, 1996. 529 с.
23. Мусукаев Б.X. Топонимия высокогорья Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1981.
168 с.
24. Хапаев С.А. Географические названия Карачая и Балкарии: научно-попу-
лярное издание. М.: Эльбрусоид, 2013. 576 с.
25. Узденов Абугалий. Сёз – халы кибикди [Слово словно нить]. М.: Илекса;
Ставрополь: Сервис-школа, 2004. 263 c. (на карач.-балк. яз.).
26. Петров Гр. Верховья Кубани – Карачай // Памятная книжка Кубанской
области на 1880 г. Екатеринодар, 1880. С. 123-153.
27. Иваненков Н. Карачаевцы // Известия Общества любителей изучения Ку-
банской области. 1912. № 5. С. 25-91.
28. СПбФ АРАН. Ф. 99. Оп. 2. Д. 40.
29. Адилхан Адилоглу. Карачай в российско-османской дипломатической пе-
реписке // Горские общества Кавказа: проблемы социокультурного, политиче-
ского, исторического развития: Материалы Всероссийской научной конферен-
ции, посвященной 180-летию присоединения Карачая к России. Карачаевск:
Изд-во Карачаево-Черкесского гос. ун-та, 2008. Ч. I. С. 18-24.
30. Тавлинов Н. В горах Баксанского ущелья (на Северном Кавказе) // Приро-
да и охота. М., 1900. Кн. 2. Февраль. С. 18-36.
← Содержание выпуска
|